1. Основатели новой лингвистики



Скачать 216.97 Kb.
Дата31.10.2016
Размер216.97 Kb.

1. Основатели новой лингвистики

  1. И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) – из старинного французского рода, в 29 лет в СПбГУ защитил докторскую диссертацию. Создал Казанскую школу.

1936 – «Избраны труды по общему языкознанию». Связь лингвистики с психологией и социологией, синхронный подход к языку. Нет «языковых законов». Единственная реальность – язык индивидуума. Ввел понятие фонемы и морфемы. Причины изменения языка: привычка, стремление кудобству; экономия работы (мускулов, ЦНС, мозга) Языковые изменения – системные, связанные с проявление какой-либо тенденции. Допускал сознательное вмешательство чедлвека в язык: нормирование, тайные языки, искусственные языки.

2) Фердинанд де Соссюр (1857-1913)

1916 – «Курс общей лингвистики» - на основе сделанных студентами записей и лекций.

Ввел 3 понятия: - речевая деятельность (language)



  • язык (langue)

  • речь (parole)

Язык социален, речь индивидуальна. Внутренняя и внещняя лингвистика.

Дал название науке семиологии.

Знак – двусторонняя единица, связывающая понятия (означаемое) и акустический образ (означающее).


2. Спор о правильности имен. Диалого Платона «Кратил».


  1. Спор о правильности имен или спор о тесей и фюсей – проблема, обсуждающаяся в течение 2000 лет. Является ли имя свойством вещи? Правильны ил эти имена? Знаем ли мы правильные имена?

1) Тесей: имена даются людям и вещам по установлению, по договору, произвольно.

Демокрит – сторонник тесей (разделение на собств и нариц)


- некоторые вещи имеют большое количество имен (синонимия)

- некторые имена называют большое количество вещей (омонимия)

- имя раба зависит от желания хозяина (переименование)

- не все вещи и явления имеют названия (безымянность)


Изобретатель подбирает вещам имена по своей воле, случайно, как ему нравится

  1. Фюсей: имя является свойством вещи, дается по природе, изобретатель пытается найти то единственное имя для вещи, он не изобретает, а открывает его.

Гераклит – сторонник – искал связь между смыслом и внешней формой.


  1. «Кратил». Сократ выделяет 2 момента: а) кто выделяет б) истинность наименования

Именование – 1 из действий с вещами.

Имя орудие поучения и разбора сущностей.

Ономатет – спецалист.

Диалектик оценивает труб ономатета.


Справедливыми оказываются обе точки зрения. Ономатет именует вещи по их природе (правильность плана содержания) и учитывает историю именований, обычай (правильность плана выражения)
Принцип создания имени – изображение (моделирование). Модель отражает сущность вещи, но не тождественна вещи (прав Кратил) = у вещи много имен, данных ей сознательно и по установлению (прав Гермоген)




3. Спор об аналогии и аномалии. Александрийская школа и стоики.

  1. Спор об аналогии и аномалии отражал различия в общетеоретических концепциях.

Аналогисты: представления о языке как о системе четких правил, в идеале не знающих исключений; конструирование нормы по аналогии.

Юлий Цезарь, Варрон, александрийские грамматики.



Аномалисты: все в языке случайно, норма может быть выведена только из обихода, который не подчиняется никаким правилам; нужно определять не грамматические правила, а обиход; установление нормы через наблюдение за обиходом.

Секст Эмпирик, стоики (пример: черепаха и ворон, у черепахи нет формы м или ж лица, а у ворона есть).



  1. Александрийская школа

Александрия – центр эллинистической культуры и учености, знаменитая своей библиотекой (переписывались книги). Окончательно сформировались понятия грамматики.

Аристарх – 1й критик текста. Его волновала грамматика, правильность текста. Занимался трудами Гомера.

Дионисий Фракийский – ученик Аристарха. Сочинение «О частях речи» стало основой для написания латинской грамматики. – имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, союз.

Аполлоний Дискол «Синтаксис». Обе грамматики вышли во время, когда Александрия входила в состав Римской империи = до нас дошли в переработке римского времени.


Упорядочение языка для обучения и переписывания материала; искали в языке элементы правильности и регулярности (на всех уровнях). Выделили основные элементы в звуковой стороне языка (гласные, согласные, долгие и краткие слоги, ударения и др)

  1. Стоики - уточнили и расширили классификацию части речи

- ввели понятие падежа и системы падежей

- видели в языке хаос, отсутствие правил





4. Грамматические учения Древнего Рима.
I в до н.э. – Кратес из Маллеса был посланником в Риме. Научил римлян грамматике = начало в Риме грамматического исследования – Цезарь написал труд по грамматике. Остались только цитаты. Выделил аблятивус.
Варрон «De lingua Latina» - легко приспосабливает греч схемы к латинскому языку
IV в – грамматика Доната. Выделяет имя, глагол, причастие, местоим, предлог, наречие, союз, междометие.
V в –грамматика Присциана: учение о звуках и формообразовании, о синтаксисе
Недостатки (слабые стороны):

- теоретическое ценилось более, чем опытное

- интерес вызывали 2 языка (лат и греч)

- слишком сильный интерес к этимологии

- отсутствие интереса к древним языкам и сравнениям



5. Грамматические учения раннего Средневековья (7-12вв)

V в – большую роль сыргали Боэций и Кассиодор (христиане из знатных римских семей).

Боэций «Утешение философией)

Кассиодор : «Наставления в науках божественных и светских».2я часть книги сынрала большую роль – рассуждения о том, какие науки процветали и могли быть использованы; основал школу. Его труды переписывались и читались. Разделил все искусства на свободные и механические.

Механические (практическая деятельность) – земледелие, охота, навигация, сукноделия и др.

Свободные: тривиум : а) Грамматика (иск-во правильно говорить, читать и писать)

б) диалектика ( - мыслитьт)

в) риторика ( - говорить и мыслить)

квадрилиум: арифметика, астрономия, геометрия, музыка

VII в – Беда Достопочтенный – 45 трудов по теологии, физике и философии. «Церковная история английского народа»

VIII в – Алкуин – учился в школе Беды, Создал учебники по грамматикие, риторике и диалектике; задачники по арифметики и геометрии.

VIII – нач. IX в – Каролингское Возрождение (массовое обучение латыни, создание бесплатных школ и экзаменов). Цель – возрождение Римской империи.

843г. – Верденский договор (описание разделения Карла Великого между наследниками) на 4х языках: лат, греч, нем, ит. Юридические тексты записываются на лат языке, появляются вставки на народном языке (глоссы => глоссарии (2язычные словари, существуют сначала как примечания к текстам)

VII в - Исидор Севильский «Этимология или начала». 20 томов. Своеобразная энциклопедия всех имеющихся вариантов написания и знания. 1 том: филология и грамматика, пересказ идей Доната и Присциана.

X – XI вв. – после Каролинг. Возрождения начинают развиваться так называемые общие школы (универсальные) – университеты (были платными, привилегии от императоров).

Парижский, Белонский, Салернский, Оксфорд, Кембридж, Венский. Сначала учили только свободным искусствам.





6. Грамматические учения позднего Средневековья. Грамматика и теология. Smaragdus.

После Каролингского Возрождения начинают появляться так называемые общие школы = университеты. Самостоятельные, платные, принимали всех (сначала). Сначала обучали свободным искусствам.

XIV в – Венский университет. 700 учеников. 4 факультета: артистический, юридический, теологически, медицинский.

Свобода «приходи – учись» - только кажущаяся. Студенты должны были представлять и защищать свои сочинения (участвовать в диспуте). Тот, кто после артистического факультет сдал экзамен, прошел диспут, получал бакалавра и мог преподавать. Высокий % отсеивания. Во время диспута нельзя пользоваться записями.

В XIX в Расмус Раск нашел рукопись, которую он отнес к XII веку «Второй исландский грамматический трактат» (несколько текстов,учебник скальдической поэзии). Скальды – авторы исландских саг. Были определены правила написания. Не хватало латинских букв чтобы обозначить все исландские звуки = новые значки. В начале автор рассказывает что такое буква. Его задача- составить исландския алфавит. К 5 лат гласным добавляются еще 4. теоретические рассуждения: каждая буква имеет свой смысл, появление букв связано с изменением значения.
1212 – Александр Вилладейский пишет лат грамматику в стихах (адаптация грамматики Присциана)
XII в –в Париже основывается первая кафедра востоковедения.

Грамматика считалась служанкой теологии. Один епископ доказывал, что глагол имеет 3 лица, потому что Бог триедин (троица), 8 частей, т.к. в католической церкви 8 чинов священников. (Smaragdus)





7. Грамматика и логика в позднем Средневековье.
XII в – Раймонд Луллий – занимался провансальской поэзией, интересовался сущностью языка, связью языка и мышления, выводы о несовершенстве человеческого языка, о возможности и невозможности выражения мысли с помощью естественного языка.

Необходимо создать новый правильный язык, чтобы можно было правильно выражать свои мысли, нужно всю сумму знаний разделить в соответствии с истинной философией, попытаться сконструировать машину, при помощи которой можно бужет порождать только правильные предложения.


XII – XIII в – Петр Гелийский «Summa grammaticae» - комментарии к грамматике Присциана. Говорил о том, что грамматика и логика рассматривают 1 и тот же объект - значение предложения.
XIII в – Роджер Бэкон греческая и др. европейская грамматики. Языковые средства – знаки идей и понятий
XIII в – Петр Испанский (папа Иоанн XXI) проводит различия логических и грамматических определений предложения. Выделяет главное и сопутствующие значения.
Модисты – Последователи Петра Испанского. Занимались «модусами значений». Модус – способ, образ = знаковая теория языка, цель - понять и истолковать язык, а не просто описать = объяснительная грамматика.


8. Спор об универсалиях. Номинализм и реализм.
Универсалии – это общие имена, т.е. имена, представляющие целые классы вещей (дерево, камень) и свойств (доброта, красота). У человека в голове есть своеобразные эталонные идеи, он сравнивает любой предмет с эталоном.
Номиналисты: универсалии – только в голове, реальны только вещи

Реалисты: идеям приписывалось реальное существование, универсалии – это обобщения определенных свойств предметов, в каждом предмете человек видит что-то общее.


Разрешил спор Фома Аквинский. Отделил знание от веры. Теория о гармонии веры и разума.

Знание – область очевидного и доказуемого, итог деятельности разума

Вера – область недоказуемого, через откровения Бога.


9. Языкознание эпохи Возрождения. Данте – «De vulgare eloquentia».
1450г – появление книгопечатания. Увеличивается скорость изготовления книг и кол-во тиражей. Печатают Библию и календари. Появляются буквари, азбуки, делопроизводство переходит на вульгарные языки. Латынь считается священным языком, литература ставится в 1 ряд с богословием.
1305 – «О народном красноречии» Данте – написан на тосканском диалекте. Церковь отнеслась индифферентно. Данте вводит понятие народного языка (тот, который впитали с молоком матери). Язык второго порядка – грамматика, для пользования которой нужна зубрёжка.

Народный язык лучше: - живой

- говорит весь мир (на разных)

- естественный язык

Рассуждает о природе языка. Природа дает человеку язык, язык меняется, но человек этого не замечает, т.к. жизнь коротка.

Описал ситуацию, сложившуюся с народными языками в Италии, и романские языки в целом.

Заявил о родстве ит, фр и исп, приводил примеры: deus, cellum, amor, mare, terra.

Назвал и описал 14 итальянских диалектов. Идея: использовать все диалекты в качестве базы для создания общего языка.





10. Языкознание эпохи Возрождения. Кодификация в Западной Европе.

Большое количество художественных текстов, у которых были читатели = нужна была грамматика и словарь, чтобы язык стал единым и литературным.

1587 г – Academia de la crusca – общественная организация, добровольцы, стали появляться в каждом городе

1616 г – толковый словарь итальянского языка


Франческо Фортунье – грамматика на основе Данте.

Петро Бьембе – грамматика


Создание Французской Академии - центр нормализации языка в стране.

Испания – грамматика и словарь.


В Германии было примерно 440 княжеств, сильная диалектная раздробленность = не было национальных авторов и текстов, все на латыни. Много заимствований. Появление добровольцев, которые хотели очистить немецкий язык от заимствований = постепенно преподавание перешло на немецкий язык. Нормирование в фонетике произошло только к концу XIX в




11. Языкознание эпохи Возрождения. Кодификация в Восточной Европе.

1672 – Вацлав Роса – грамматика чешского языка.


Россия:
XVI в – 1е грамматики церковнославянского языка.

1619 г – «Грамматика славянская»

1 часть – «О буквах и звуках»

- отсутствие звукового значения у «ь», «ъ».

- двоякое произношение «г»

- избыточность некоторых букв


2 часть – «Этимология» (морфология)

- отсутствие артикля в славянских языках

- вводит междометия

- выделил предложный падеж

- одуш\неодуш существительные

- долгие\краткие гласные

- залоги глагола

Русским называется здесь смесь украинского и польского


3 часть – «Синтаксис» (управление, падежи)

1596 г – Лаврентий Зизаний «Лексис» - словарь старославянского языка.

Усиливались различия между русским и старославянским – Петр I провел реформу, выкинул ненужные буквы, появились книги и газеты, 1-я книга – учебник геометрии.



12. Френсис Бэкон. О языке и философской грамматике.

«О достоинствах и умножении наук» - работа.

- начало современного науковедения.
Учение об идолах (то, что мешает познанию):

- Идолы пещеры (телесные, духовные, природа человека; возникают у всех людей на земле)

- Идолы рода (связаны с привычкой, воспитанием; нужно проверять истины, кторые знаешь)

- Идолы площади \ рынка (сам язык оказывается плохим инструментотм мышления и вносит погрешности: а) плохое установление слов б) вербальные носители дурных абстракций

- Идолы театра (ложные научные теории) «Знание – сила».
Пишет о состоянии грамматики и о языке.

Устанавливает отношение слова и вещи. Создание сравнительной грамматики всех существующих языков. Формирует планы и задачи.


Уделяет внимание языковому знаку. Выделяет несколько типов:

- согласованные: знаки, похожие на предмет

- несогласованные
Пытался доказать, что особенности языка могут быть связаны с такими объективными причинами, как место проживания. По характеру языка предлагал делать выводы о нравах и характере народа.
Ineptus (неуклюжий): у Греков нет слова с таким значением = все греки неуклюжи (не замечают и не называют такого качества)
Выделил в греческом языке большое количество сложных слов = греки склонны к наукам учености

В иврите мало сложных слов, но много метафор = избранный народ.






13. Грамматика Пор-Рояля

1660г – «Грамматика общая и рациональная» - без указания авторов.

Авторы: Антуан Арно (логик и теолог), Клод Лансло (лингвист).

Пор-Рояль – женский монастырь, центр передовой мысли, сущ. кружок ученых.

Грамматика была написана на французском, ее очень быстро перевели на английский. Много раз переиздавали. С нее начинается разработка ряда проблем общей теории языка (начало зарождения общего языкознания)

Попытки:


- сформулировать принципы, лежащие в основе языка вообще

- опираться не на заключения логики и на латинский язык, но на обобщение и сопоставление нескольких языков

- впервые в истории делается опора на эмпирический материал, ставятся вопросы о соотношении универсального и специфического в языках

В качестве материала используется латынь, фр, исп, ит, греч, нем, др греч, др евр.

2 части грамматики :

1. Фонетика и графика

2. Грамматика

В введении дается определение грамматики (г – это искусство речи).

Наиболее удобными знаками являются звуки человеческого голоса, чтобы продлить их существование, сделать видимыми, придумали знаки письма.

1 часть – «О буквах и знаках письма»

- довольно часто буквы оказываются пустыми знаками, не имеющими звучания. – homme

- дают характеристику слога, пишут об ударении, сл-но слово – это то, чтот произносится и пишется отдельно.

- о реформе орфографии французского языка. Champs - campus (лат), chantes – cantus (лат).

По мнению Лансло лишние буквы очень полезны, т.к. способствуют установлению аналогии между языками. Предложил отмечать непроизносимые буквы точкой.


Методика легкого обучения чтению на любом языке – нужно начинать с наиболее частотных букв, простых слов.

2 часть – «Этимология»

Фоттмируют принципы классификации частей речи. Язык состоит из знаком, раскрывающих то, чтот происходит в уме.

2 класса частей речи:

1) Обозначающий объект связи (имя, местоим, нар, прич, артикль, предлог)

2) Обозначающий способ мысли (глагол, союз, междометие)


Из искусства говорить сделали настоящую науку. Общая теория яз невозможна без выхода за пределы одного языка.


14. Предпосылки возникновения сравнительно-исторического метода

Мысль о генетическом родстве языков зародилась еще в XVI d/

Иосиф Юстус Скалтер - трактат «Рассуждение о языках европейцев». Все европейские языки делятся на 11 групп, у каждой свой «язык-мать». 4 сновных языка: лат, греч, тевтонский, славянский.

Юрий Крижанич: 1я классификация славянских языков, основоположник славянофильства, придумал общеславянский язык.

Ломоносов: «Российская грамматика». Данные о сходстве числительных в ряде языков и некоторые параллели (ночь – naht – noctis)/

Вильям Джонс: основатель Азиатского общества в Калькутте. Связь санскрита с греч, лат, кельт, гот и др. персид.

Ф. Шлигель: «О языке и мудрости индусов». Санскрит -источник всех индоевропейских языков.

Гердер, Руссо: история появления языка вообще, история возникновения языка человечества (либо дан Богом, либо изобр человеком).

Лейбниц: «Новые опыты о человеческом разуме».



15. Лингвистическая деятельность Лейбница

Направления:



  1. Создание международного (единго философского) языка

  2. Сравнительно-историческое языкознание (предшественник сравнительно-исторического подхода к языкам)

  3. Совершенствование немецкого язык




  1. Язык – зеракло человеческого духа. Точный анализ слов может показать, как функционирует разум. Диссертация «О комбинаторном искусстве». Язык – орудие разума. Все сложные идеи – комбинации простых идей.

Философский язык – универсальная система знаков, которая бы упростила научные исследования на всех языках.

  1. Сочинение «Новые опыты о человеческом разуме». Задача сравнения всех современных языков мира (между собой и их более ранними формами). Говорит о языке-предке и языковых семьях. Делит все языки на 2 группы: а) арамейские б) яфетические (скифские,славянские)

  2. Занимается культурой речи. Выдвинул программу литературного немецкого языка:

- словарь обиходной лексики

- словарь специальной лексики

- этимологический словарь




16. Языковое коллекционирование 17-18вв

1550г – «Митридат» Конрада Геснера. Попытка представить все известные языки. Геснер боялся, что его отравят, принимал яжы, был полиглотом, знал 22 языка. Существовало огромное количество миссионерских грамматик. В результате конфликтов в Европе Митридат попала в список запрещенных книг.

К XVIII в – еще одна книга Митридат (Аделунг, Фатер). В качестве языкового примера – «Отче наш» на 500 языках и диалектах. Сопоставления слов, небольшие грамматические замечания. Классификация по географическому признаку.

XVI в – Иосиф Юстус Скалигер «Рассуждение о языках европейцев». Разделил их на 11 групп.

XVII в – Лейбниц. Составил русско-шведский словарь (есть погрешности в русской части). «Новые опыты о человеческом разуме» - задача сравнения всех языков мира.



17. Индийская грам. традиция в Европе. Возникновение сравнительно-исторического метода.

XVI в – первое упоминание о родстве санскрита с европейскими языками (Письмо Филиппа Сосетти)

1767г – доклад фр. священника Керда Французской Академии о родстве индоевропейских языков на материале латыни, греч. и санскрита.

1786г – английский востоковед и юрист В. Джонс докладывает азиатскому обществу в Калькутте о родстве лат., греч. и санскрита. Был услышан.

1776-1789гг – австрийский монах Паулино а Санто Бартлолмео (жил в Индии) составил 2 грамматики и словарь санскрита.

1808г – Фридрих Шмиель. «О языке и мудрости индусов». Санскрит – источник всех языков.

1810г - Фридрих Аделунг «О сх-ве санскрита и рус.яз.»

XIX в – информационный взрыв. Поначалу сопоставление было несовершенным.

1816г – Франц Бопп «О системе спряжения санскритского языка в сравнении с таковым греч., лат., персид. и германского яз.». Стремился вывести аффиксы современного языка в Европе к первичным древним корням . Гипотеза происхождения флексии (из служебных слов и личных местоимений). Нужно сравнивать не целые слова, а составные части.

1818г – Расмус Раск. «Исследование в области др.сев. языка, или Происхождение исландского языка»Наибольший показатель для установления родства: местоимения, числительные, связанные с наукой, образованием, торговлей. Таблица соответствий греч. и лат. слов.

1819г – 1 том «Немецкой грамматики» Якоба Грима. История германских языков и диалектов с самых древних засвидетельствованных форм. Надодится под влиянием романтических идей о «духе народа» и его отражении в языке. Вместе с братом Вильгельмом собирал немецкий фольклор. Выявил некот. закономерности фонетического развития (проблемы аблаута – чередования в корне). Большое внимание уделяет диалектам.

1820г – Александр Христофорович Востоков «Рассуждения о славянском языке». Сформулировал критерии для сравнения лексики:



  1. Первоклассные слова (обозначают чел-ка, части тела, родственные связи, главные объекты окружающей природы, важные качества, местоимения и числительные)

  2. Второклассные (названия орудий, ремесел, искусств и т.д.)

Пишет о происхождении церковно-славянского языка.


20. Младограмматика.

70-е годы XIX в – эпоха м. ниспровергатели всех догм. Влияние философии Канта и Гегеля = общие рассуждения, влияние романтизма = отвлеченная теория.

М-ки всё это отбросили, приняли за основу философию позитивизма: то, что не имеет фактической основы, не подлежит рассмотрению. Отвержение всего предыдущего опыта.

1) Лейпцигский университет – первоначальный центр мл-ма:

- нельзя ограничиваться только письменными памятниками, нужно учитывать современные языки и диалекты

- призывали изучать психофизический механизм чел-ка (язык существует в индивиде, нужно изучать реального человека)

- сформулировали звуковой закон

- индивидуальный психологизм

- принцип историзма

2) Московская школа

- психологический подход к языку

- интерес к проблеме «язык и мышление»

- язык как социальный феномен

- становление литературного языка

- реконструкция индоевропейского проязыка

3) Казанская школа

Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ

Первая формулировка фонологической теории


- признавали психологизм, подчеркивали соц хар-р

- стремление к теоретическим обобщениям, к постановке кардинальных проблем.





21. Критики младограмматизма

  1. Гуго Шухардт. Основатель школы «слов и вещей»: по названиям животных и растений можно определить прародину языка. Изучение происхождения имен должно происходить в тесном контакте с изучением предметов, в том числе и сделанных человеком (предмет меняется, функция остается).

Понимал языкознание как историческую науку. Основной научный метод – индукция. Критиковал понятия звукового закона. Критиковал понятие о праязыке как о единой системе и концепцию родословного дерева.

  1. Ж. Жильерон. Занимался изучением современных говоров и диалектов.

  2. Итальянская школа неолингвистики. Создатель Маттео Бартоли.

Единственная реальность – язык отдельного человека. Всякое языковое изменение – индивидуального происхождения, свободное творчество человека. – тесная связь языкознания с историей, литературоведением, культуроведением.

Отвергали концепцию родословного дерева, настаивали на смешенном характере всех языков.





22. Основатели новой лингвистики

  1. И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) – из старинного французского рода, в 29 лет в СПбГУ защитил докторскую диссертацию. Создал Казанскую школу.

1936 – «Избраны труды по общему языкознанию». Связь лингвистики с психологией и социологией, синхронный подход к языку. Нет «языковых законов». Единственная реальность – язык индивидуума. Ввел понятие фонемы и морфемы. Причины изменения языка: привычка, стремление кудобству; экономия работы (мускулов, ЦНС, мозга) Языковые изменения – системные, связанные с проявление какой-либо тенденции. Допускал сознательное вмешательство чедлвека в язык: нормирование, тайные языки, искусственные языки.

2) Фердинанд де Соссюр (1857-1913)

1916 – «Курс общей лингвистики» - на основе сделанных студентами записей и лекций.

Ввел 3 понятия: - речевая деятельность (language)



  • язык (langue)

  • речь (parole)

Язык социален, речь индивидуальна. Внутренняя и внещняя лингвистика.

Дал название науке семиологии.

Знак – двусторонняя единица, связывающая понятия (означаемое) и акустический образ (означающее).


23. Основные направления структурализма

  1. Пражский лингвистический кружок – функциональный структурализм – 1 из ведущих направлений лингвистического структурализма.

2 методологических принципа:

1. Структурный

2. Функциональный

Функции языка: 1 – общение, 2 – поэтич.


Трубецкой «Основы фонологии»


  1. Глоссематика (копенгагенский структурализм)

Язык – форма, а не субстанция. Важен поиск закономерностей, применимых и к звукам,и к словам, и к предложениям.


  1. Американская дескриптивная лингвистика

- Леонард Блумфилд. «Язык» (распространение и история языков, история письма, диалектология, история лингвистики, о грамматике Панини»

Язык – единая система речевых сигналов, все лингвистические концепции делятся на 2 группы : «теория менталистов» и «материалистич (механистич) теория»


- Глисон «Введение в дескриптивную лингвистику». Спор сторонников божьей правды и «фокуса-покуса»
- Зелик Харрис «Метод в структуральной лингвистике». Стремился еще больше сузить проблему лингвистики. Объект исследований – множество единиц и законченных высказываний.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница