1. Определение категории 3 Тенденции развития импорта свежих фруктов в Японию 3



Скачать 312.03 Kb.
Дата08.05.2016
Размер312.03 Kb.




Краткий обзор







Содержание


1. Определение категории 3

2. Тенденции развития импорта свежих фруктов в Японию 3

3. Импорт по странам 3

4. Процедура импорта свежих фруктов 5

5. Налоги и пошлины 5

6. Каналы распространения и условия рынка 6

7. Соответствующие организации 7

Приложение 1. 8

Приложение 2. 9

Приложение 3. 10


Данный обзор подготовлен на основе JETRO Marketing Guidebook for Major Imported Products 2004. В обзоре представлена информация об импорте некоторых видов товаров, общие требования к процедурам импорта и каналы распространения. Обзор публикуется с сокращениями. Более подробную информацию можно получить в представительстве ДЖЕТРО в Ташкенте.


Контактные данные представительства ДЖЕТРО в Ташкенте: ул. А. Темура 107-Б, Международный Бизнес-Центр. Тел. 99871 1205591, Факс 1205590

Эл. почта info@jetro.uz. Вэб-сайт www.jetro.go.jp/uzbekistan.



Импорт свежих фруктов

1. Определение категории


В Японию в больших количествах ввозятся различные свежие фрукты, включая тропические фрукты (бананы, ананасы, авокадо, манго и папайя), фрукты, возделываемые в зоне умеренного климата (виноград, дыня, киви и вишня), а также цитрусовые (апельсины, лимоны и грейпфруты). В данном отчете не рассматриваются замороженные, сушенные и консервированные фрукты.

2. Тенденции развития импорта свежих фруктов в Японию


Япония импортировала менее 1,5 миллиона тонн фруктов в течение 1989-1991гг. (период либерализации). Однако прогресс в либерализации привел к увеличению импорта до 1,55-1,8 миллиона тонн. Импорт бананов, лидера в импорте свежих фруктов Японии, за два года подряд (2001 и 2002 гг.) снизился, и как результат, общий объем импорта свежих фруктов также снизился. Однако, импорт бананов вновь увеличился в 2003г., а общий объем импорта также вырос на 4,0% по сравнению с предыдущим годом до 1,745,370 тонн. Импорт грейпфрута и ананаса не смог удержаться на высоком прошлогоднем уровне, но снизился незначительно. В свою очередь, авокадо и манго достигли рекордного уровня за все периоды. Вместе взятые, эти результаты предполагают, что спрос на импортные фрукты продолжает расти. По объему стоимости, общий уровень импорта снизился на 3,4% до 162,6 млрд. йен, так как сильная йена и слабый доллар привели к более низким импортным ценам во многих категориях продуктов по сравнению с предыдущим годом. Это явилось другой причиной роста спроса на импортные фрукты. (см. Таблицу 1).

<Тропически фрукты>

Главным видом импортируемых цитрусовых фруктов был грейпфрут (274,328 тонн, занимает второе место с долей в 15,7% от общего объема импортируемых фруктов), за которым следуют апельсины (117,087 тонн) и лимоны (87.974 тонн), тогда как среди импортируемых фруктов из зоны умеренного климата основным является киви (49,712 тонн), дыня (39,025 тонн), вишня (14,526 тонн) и виноград (12,751 тонн). Импорт яблок ограничен экспортом из некоторых стран из-за карантина растений. В 2003г. импорт яблок был всего на уровне 108 тонн (см. табл. 1).



Таблица 1. Импорт свежих фруктов в Японию

 

1999

2000

2001

2002

2003

Объем

Стоим.

Объем

Стоим.

Объем

Стоим.

Объем

Стоим.

Объем

Стоим.

Бананы

983,204

62,953

1,078,655

59,301

990,554

54,801

936,272

65,028

986,643

62,851

Ананасы

89,866

5,020

100,092

5,330

118,344

7,154

122,871

7,697

122,690

7,465

Авокадо

7,491

2,141

14,070

3,026

10,821

3,031

13,648

3,160

23,973

5,752

Манго

8,873

2,934

9,627

2,940

8,892

3,093

8,875

3,150

10,307

3,541

Апельсины

89,703

13,680

136,150

11,207

126,203

13,083

103,873

10,912

117,087

11,117

Грейпфрут

262,416

27,163

272,278

27,338

268,650

27,333

284,687

29,443

274,328

26,759

Лимоны

84,597

14,370

91,728

13,180

84,333

13,471

88,193

14,613

87,974

11,270

Лайма

19

7

73

28

12

5

2,406

1,111

2,260

1,008

Виноград

9,005

2,019

13,219

2,845

11,511

2,475

11,837

2,344

12,751

2,246

Арбуз, Дыня

40,204

4,515

36,864

3,922

34,783

3,799

35,728

3,784

39,025

4,026

Папайя

5,180

1,796

5,796

1,778

6,869

1,997

6,606

1,901

3,986

1,316

Яблоки

308

72

594

93

2,339

295

120

28

108

26

Вишня

15,891

11,905

16,716

12,460

17,031

12,783

14,162

11,920

14,526

11,213

Киви

41,249

9,990

41,531

12,281

39,564

9,327

48,311

13,230

49,712

13,974

Всего

1,638,006

158,565

1,817,393

155,729

1,719,906

152,647

1,677,589

168,321

1,745,370

162,564

Единицы измерения: объем в тоннах, стоимость в миллионах йен.

Источник: Экспорт и Импорт Японии

Примечание Апельсины, лимоны и грейпфрут включают сушеные фрукты.

3. Импорт по странам


Поставщики какого-либо отдельного вида свежих фруктов в целом ограничены, из-за небольшого количества мест производства и положений растительного карантина. В большинстве случаев 80-90% любого вида свежих фруктов поставляется из одной страны или региона. В отношении общих показателей, Филиппины имеют долю импорта в 52,9% по объему, чему способствовало её высокая доля по бананам и ананасам. Соединенные Штаты занимают второе место с долей 21,7% на основе цитрусовых фруктов (грейпфрут, апельсин, лимон). Следующими ведущими экспортерами свежих фруктов в Японию по объему, хотя и находясь намного позади, являются Эквадор (8,3%, в основном бананы), Южная Африка (5,0%, в основном апельсины), Мексика (3,3%, авокадо), Новая Зеландия (2,6% фрукты киви), Тайвань (2,0%, бананы) и Чили (2,0%, лимон и виноград). Южная Африка, Мексика и Тайвань показали существенное увеличение в Японии в своем экспорте различных фруктов. По стоимости, Филиппины продолжают держать первенство (59,4 млрд. йен, доля 36,6%), опережая Соединенные Штаты (51,0 млрд. йен, 31,4%).

Таблица 2 Основные экспортеры свежих фруктов в Японию.

 

1999

2000

2001

2002

2003

Объем

Объем

Объем

Объем

Стоим.

Объем

Стоим.

Средняя цена за единицу

Филиппины

822,535

917,387

905,950

873,035

61,311

923,976

52.9%

59,418

36.6%

64

США

365,462

448,765

409,275

396,081

59,008

378,187

21.7%

51,038

31.4%

135

Эквадор

197,186

210,820

170,669

157,016

9,918

145,578

8.3%

8,312

5.1%

57

Южная Африка

46,638

45,460

60,804

64,733

4,295

87,488

5.0%

6,486

4.0%

74

Мексика

41,350

40,925

37,108

44,891

7,981

58,276

3.3%

10,635

6.5%

182

Прочие

164,816

153,964

136,087

141,830

25,809

151,864

8.7%

26,676

16.4%

176

Всего

1,637,987

1,817,321

1,719,893

1,677,586

168,322

1,745,369

100%

162,565

100%

93

Единицы измерения: объем в тоннах, стоимость в миллионах йен, средняя цена=¥ за килограмм

Источник: Экспорт и Импорт Японии

Таблица 3 Основные экспортеры свежих фруктов в Японию в 2003г.

 

Общий объем импорта, т.

Основной поставщик

Второй поставщик

Страна

Доля

Годовое изменение

Средняя цена за единицу

Страна

Доля

Годовое изменение

Средняя цена за единицу

Бананы

986,643

Филиппины

80.6%

107

93

Эквадор

14.8%

92.7

57

Ананасы

122,690

Филиппины

98.2%

100.3

60

Тайвань

0.7%

233.6

124

Авокадо

23,973

Мексика

97.6%

173.9

240

Новая Зеландия

1.3%

174.5

208

Манго

10,307

Филиппины

65.5%

120.4

281

Мексика

22.7%

107.5

382

Папайя

3,986

США

67.8%

96.0

377

Филиппины

29.8%

31.9

214

Грейпфрут

274,328

США

70.8%

88.5

104

Южная Африка

24.0%

125.1

77

Апельсины

117,087

США

75.2%

110.6

97

Южная Африка

11.3%

165.4

59

Лимоны

87,974

США

71.3%

96.4

133

Чили

15.9%

93.2

138

Лайма

2,260

Мексика

99.5%

97.2

446

Куба

0.5%

389.3

430

Киви

49712

Новая Зеландия

89.5

102.7

298

Чили

9.5%

99.4

127

Арбуз, Дыня

39,025

Мексика

69.3%

113.9

102

США

28.0%

105.6

81

Вишня

14,526

США

99.1%

103.3

769

Чили

90.0%

56.4

1,047

Виноград

12,751

Чили

69.0%

106.1

163

США

29.8%

118

188

Яблоки

108

Австралия

100.0%

89.9

243

 

 

 

 

Единицы измерения: объем в тоннах, средняя цена=¥ за килограмм

Источник: Экспорт и Импорт Японии
Рыночная доля импорта в Японии

Большая часть импорта свежих фруктов состоит из фруктов, которые вообще не выращиваются либо выращиваются в небольших количествах в Японии. Так как свежие фрукты, выращенные на внутреннем рынке, используются не только в качестве свежих продуктов, но также для изготовления соков и других переработанных продуктов, невозможно вычислить точную рыночную долю импорта свежих фруктов.

Производство свежих фруктов в Японии снизилось в 2003 финансовом году на 5,3% по сравнению с предыдущим годом до 3,678 тонн. Более половины из этого состояло из мандаринов (1,15 млн. тонн) и яблок (0,84 млн. тонн). Доля импорта в совокупной доле рынка свежих фруктов и переработанных фруктовых продуктов увеличилась с 33,7% в 1989 финансовом году (последний год до либерализации импорта фруктов) до 56,8% в 2003 финансовом году. Импортные свежие фрукты и переработанные фруктовые продукты стали неотъемлемым компонентом японской диеты.

4. Процедура импорта свежих фруктов



Положения и Процедуры, предъявляемые во время импортирования

Импорт в Японию свежих фруктов является предметом обеспечения Законом о Защите Растений и Законом о санитарном контроле качества продуктов питания.


(1) Закон о Защите Растений

По Закону о Защите Растений, в целях предотвращения ввоза и распространения в Японии вредных микроорганизмов, насекомых и паразитов, которые могут вызвать серьезные повреждения зерновых и лесных ресурсов Японии,



  • запрещается импортировать урожай корней вместе с почвой.

  • запрещается ввоз из инфицированных зон в Японию свежих (замороженных) овощей Средиземноморских фруктовых мух, Колорадских лиственных жуков, цитрусовых роющих нематод и т.д.

Существует специальный список предметов по каждой инфицированной зоне, запрещенных к импорту. Если на территорию Японии будет ввезен один из запрещенных предметов, будет выпущено постановление о сожжении этого предмета или приняты подобные меры.

Свежие импортируемые фрукты являются предметов обеспечения Законом о Защите Растений. При импорте свежих, охлажденных, замороженных или сушеных продуктов импортер обязан в срочном порядке представить на Станцию Защиты Растений "Заявление на Инспекцию Импортируемых Растений и Импортозапрещенные Товары" вместе с "Фитосанитарным Сертификатом" изданным компетентным государственным агентством экспортирующей страны. Импортеры должны принять во внимание то, что только несколько портов оборудованы устройствами карантина растений и соответственно подходят для импорта растений. В случае обнаружения инфицированного продукта, импортер будет обязан дезинфицировать, выбросить или вернуть товар поставщику.(Приложение 1, схема2)
(2) Законом о санитарном контроле качества продуктов питания..

Согласно обеспечения действия Закона Санитарной Обработки, необходимо импортное уведомление на все овощи, импортируемые с целью продажи или другими коммерческими целями. Импортеры обязаны представить заполненную "Форму Уведомления на Импортируемые Товары, др." на Карантинную Станцию в порту прибытия. Определение осуществляется на базе проверки документов, указывающих на необходимость проведения инспекция в зоне прибытия. (Приложение 1, схема 1)



5. Налоги и пошлины

Ниже приводятся ставки таможенных пошлин для некоторых видов свежих фруктов.



Таблица 4. Ставки таможенных пошлин для некоторых видов свежих фруктов

Код HS

Описание товара

Ставка, %

0803

Бананы




-100

(1) Импортируемые в период с 1 Апреля по 30 Сентября

10%

-100

(2) Импортируемые в период с 1 Октября по 31 Марта

20%

0804.30-010

Ананасы

17%

0804.40-010

Авокадо

3%

0804.50-011

Манго

3%

0805.10

Апельсины

3%

- 000

(1) Импортируемые в период с 1 Июня по 30 Ноября

16%

- 000

(2) Импортируемые в период с 1 Декабря по 31 Мая

32%

0805.30-010-090

Лимоны

б/п

0805.30-090

Лайма

б/п

0805.40

Грейпфрут

10%

0806.10

Виноград

8,5%

- 000

(1) Импортируемые в период с 1 Марта по 30 Октября

17%

- 000

(2) Импортируемые в период с 1 Ноября до последнего дня в Феврале

7,8%

0807.11,19

Арбузы и другие фрукты

6%

0807.20

Папайя

2%

0809.20

Вишня

8,5%

0810.05

Киви

6,4%

Кроме таможенной пошлины, взимается налог на потребление в размере 5% от стоимости товара (цена CIF + таможенная пошлина).



6. Каналы распространения и условия рынка


Основным каналом распространения импортных свежих фруктов является канал от импортера к торговцам фруктами (первичные оптовые торговцы на центральном или местном оптовом рынках, затем промежуточным оптовым торговцам на оптовом рынке, розничным торговцам и наконец потребителю). Свежие фрукты реализуются через различные розничные магазины, включая фруктовые стенды, овощные стенды, супермаркеты, универмаги и так называемые «фруктовые залы». Система аукционов на оптовых рынках является уникальной чертой системы распространения фруктов и овощей. Первичные оптовики на оптовых рынках ставят на аукцион дневную поставку. Промежуточные оптовики и уполномоченные покупатели приобретают на ежедневных овощных аукционах, а затем продают фрукты розничным торговцам. Особые оптовики распространяют напрямую розничным торговцам ряд свежих фруктов, тогда как другие реализуются импортными торговыми компаниями предприятиям по переработке продуктов питания.

Увеличение импорта свежих фруктов привело к увеличению распространения за пределы оптового рынка. Международные компании и торговые компании, которые импортируют фрукты, включают оптовиков в себя как дочерние предприятия, тогда как осуществляя больший объем деятельности напрямую с крупными супермаркетами.

Статистика, составленная Министерством сельского хозяйства, лесничества и рыболовства свидетельствует о том, что 54,1% фруктов реализуется через оптовые рынки. Эта цифра значительно ниже уровня овощей (79,4%) и рыбных продуктов (62,5%).
Схема 1. Каналы распространения свежих фруктов


Зарубежные производители




Импортеры (бананы)



Импортеры (цитрусовые и др)





Специальные оптовики



Дистрибьюторы вне рынка

Торговцы фруктами

Оптовые рынки

(национальные и местные)

Оптовые торговцы



Первичные оптовые торговцы на рынках

Поставщики




Оптовики посредники




Предприятия по переработке продуктов

Розничные торговцы





Розничные торговцы

(уполномоченные покупатели)










Розничные торговцы




7. Соответствующие организации


* Ассоциация по содействию импорту фруктовой продукции Японии

Тел.: 03-5833-5141 http://www.fruits-nissekyo.or.jp

* Ассоциация импортеров бананов Японии

Тел.: 03-3263-0461 http://www.banana.co.jp


Приложение 1.


Схемы проверок при импорте товаров подпадающих под законодательство о санитарном контроле продуктов питания и растений
Схема 1. Проверка в соответствии с законом «О санитарном контроле качества продуктов питания»

Схема 2. Порядок проведения проверки в соответствии с законом «О защите растений»









Прохождение процедур в соответствии с законом «О санитарном контроле»


Приложение 2.


Ведомства, контролирующие импорт продуктов питания


    • Закон о санитарном контроле качества продуктов питания

Отдел безопасности импортной пищи, управление контроля и безопасности, департамент безопасности продуктов питания, Бюро фармацевтической и пищевой безопасности, Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения

Тел.: 03-5253-1111 Факс: 03-3503-7964 (прямой) http://www.mhlw.go.jp




    • Закон JAS

Управление маркировки и стандартов, Бюро пищевой безопасности и потребительских дел, Министерство сельского хозяйства, лесничества и рыболовства

Тел.: 03-3502-8111 Факс: 03-3502-0594 (прямой) http://www.maff.go.jp




    • Закон об измерениях

Управление измерений и интеллектуальной инфрастуктуры, Бюро индустриальной науки и политики технологий и окружающей среды, Министерство экономики, торговли и промышленности

Тел.: 03-3501-1511 http://www.meti.go.jp




    • Закон об оказании содействия здравоохранению

Отдел политики здравоохранения по новым внедренным продуктам, управление стандартов и оценки, департамент пищевой безопасности, Бюро фармацевтической и пищевой безопасности, Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения

Тел.: 03-5253-1111 Факс: 03-3501-4867 (прямой) http://www.mhlw.go.jp




    • Акт против неоправданных надбавок и ложных представлений

Управление потребительской торговли, департамент торговой практики, Комиссия Японии по справедливой торговле

Тел.: 03-3581-5471 Факс: 03-3581-1754 (прямой) http://www.jftc.go.jp




Управление оказания содействия переработке, Бюро индустриальной науки и политики технологий и окружающей среды, Министерство экономики, торговли и промышленности

Тел.: 03-3501-1511 http://www.meti.go.jp




    • Отдел оказания содействия переработке, Управление планирования политики, Отдел управления отходами и переработки, Министерство окружающей среды

Тел.: 03-3581-3351 Факс: 03-3593-8262 (прямой) http://www.env.go.jp


    • Отдел экологической политики пищевой промышленности, управление политики пищевой промышленности, Бюро общей политики пищевой политики, Министерство сельского хозяйства, лесничества и рыболовства

Тел.: 03-3502-8111 Факс: 03-3502-0594 (прямой) http://www.maff.go.jp

Приложение 3.


Проверка и сертификация органических сельскохозяйственных продуктов и переработанных органических сельскохозяйственных продуктов
Закон JAS устанавливает «особый стандарт JAS» для органических сельскохозяйственных продуктов и переработанных органических сельскохозяйственных продуктов. Только те продукты, которые соответствуют этому стандарту, могут включать в свою маркировку выражение «органический» и демонстрировать Органический знак JAS. Органические сельскохозяйственные продукты, произведенные за рубежом (в странах, признанных как имеющих сертификационную систему, эквивалентную системе JAS), должны классифицироваться по одному из следующих способов для того, чтобы использовать выражение «органический» и демонстрировать Органический знак JAS.

  1. Продукт классифицируется иностранной оценочной организацией, зарегистрированной Министерством сельского хозяйства, лесничества и рыболовства Японии, и импортируется с прикрепленным знаком JAS.

  2. Производители, контролеры процесса производства (фермеры) и сортировщики должны быть уполномочены для самостоятельной квалификации с одобрения уполномоченной организации по сертификации. Это положение также применяется к зарубежным странам. Это означает, что иностранные производители и др. Могут быть уполномочены производить само квалификацию со стороны уполномоченной организации по сертификации и экспортировать продукты в Японию с прикрепленным знаком JAS.

  3. Импортеры могут получить разрешение на проведение квалификации со стороны уполномоченной организации по сертификации в Японии, и они могут проводить само квалификацию импортируемых продуктов с сертификатом (или копией), выданным государственным учреждением за рубежом.



Схема 3. Система проверки и сертификации импортных органических сельскохозяйственных товаров и переработанных органических сельскохозяйственных товаров


Министерство сельского хозяйства, лесничества и рыболовства


зарегистрировано



Подача документов

зарегистрировано

Подача документов

Подача документов

зарегистрировано

Зарегистрированная местная организация по сертификации



Зарегистрированная иностранная организация по сертификации

Зарегистрированная иностранная организация по оценке

Произведена оценка

Прикреплен знак JAS

Сертифицировано

Заявка на оценку




Сертифицированные иностранные производители и др.

Производители, фермеры, сортировщики



Сертифицированные иностранные производители

Не сертифицированные иностранные производители

(не заполнена заявка на оценку)




Самооценка для отметки JAS



Не сертифицированные импортеры




Сертифицированные импортеры



Сертификат от гос.учреждения


Самооценка для отметки JAS



Контактные данные

  • Центр качества продуктов, маркировки и потребительских услуг

Отдел стандартов и маркировки Тел.:048-600-2379 http://cfqlcs.go.jp

  • Ассоциация безопасности потребительских товаров

Тел.: 03-5255-3631 http://www.sg-mark.org




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница