1. История Visual Basic, назначение среды программирования Visual Basic



Скачать 132.64 Kb.
Дата12.11.2016
Размер132.64 Kb.

Программирование на языке Visual Basic. Бурденко Е.Э.

Центр информатизации и оценки качества образования



Модуль 1. Введение в Visual Basic

1. История Visual Basic, назначение среды программирования Visual Basic

2. Основные понятия объектно-ориентированного визуального программирования

3. Среда Visual Basic 6.0

1. История Visual Basic, назначение среды программирования Visual Basic


Обычно BASIC ассоциируется с простым в освоении и ис­пользовании средством программирования. Действительно, этот язык долго использовался в качестве учебного языка при изучении основ программирования. Это было заложено в название BASIC — Beginners All-purpose Symbolic Instructional Code, то есть многоцеле­вой код символьных инструкций для начинающих.

Visual Basic является продуктом многолетней эволюции языка BASIC. С появлением системы Windows фирма Microsoft разработала графический вариант языка BASIC. Он предназначался для создания программ, работающих в режиме диа­лога с пользователем, т.е. в визуальном режиме. По мере раз­вития компьютерной технологии Visual Basic постепенно превращался из простого языка для на­чинающих в мощный инструмент для разработки приложений.



Visual Basic - это система программирования, предназначенная для написания программ, рабо­тающих под управлением операционной системы Windows. Используя Visual Basic, можно разрабатывать очень сложные приложения практически для любой области современных компьютерных технологий: бизнес-приложе­ния, игры, мультимедиа, базы данных.

Причины столь широкой популярности и у Visual Basic, и у системы Win­dows примерно одинаковы: фирма Microsoft сумела такую сложную технологию, как написа­ние компьютерных программ, сделать доступной широкому кругу пользователей путем применения графического интерфейса. В визуальной среде программирования можно быстро создать дизайн диалоговых окон, с которыми будет работать пользователь, нарисовав и упорядочив их элементы точно так же, как помещаются рисунки в текст, например, при верстке газеты. При написании программ традици­онным способом (без использования графического интерфейса) система взаимодействия с пользова­телем создается на основе команд языка программирования. Очевидно, что начинающим гораздо проще освоить метод визуального программирования.

Одним из типов объектов Visual Basic являются элементы управления - это элементы, которые используются при разработке пользовательского интерфейса. С их по­мощью можно дополнять программы новыми функциями, не вникая при этом в суть их работы. Например, чтобы пользователь мог ввести в программу некоторые исходные данные, достаточно просто поместить в форму соответствующий элемент управления (например, текстовое поле). Таким образом, языки визуального программирования обла­дают неоспоримым преимуществом — можно сконцентрироваться на том, что вы хотите полу­чить от программы, а не на том, как это все запрограммировать.

Одним из основных преимуществ языка Visual Basic является возможность очень быстрого создания работоспособных приложений. С появлением версии Visual Basic 6.0 сбылась мечта программиста — простые приложения можно создавать, практически не прибегая к написанию про­граммного кода, а в сложных приложениях рутинный процесс его создания сведен к минимуму. Мастера, включенные в состав Visual Basic, дают воз­можность быстро создавать прототипы приложений, готовых для обсужде­ния и согласования с заказчиком. Данная реализация языка ставит его практически в один ряд с такими средства­ми разработки, как Visual C++, Delphi и другими.

Простота и мощность языка Visual Basic позволили сделать его встроен­ным языком для приложений Microsoft Office. Многие независимые разра­ботчики, например, известная своими программами в области бухгалтерского учета фирма "1C", приобретают лицензии на использование языка Visual Basic в качестве внутреннего языка своих приложений.

Фирма Microsoft интегрировала также специальную версию Visual Basic, известную под име­нем Visual Basic for Application (VBA) во все компоненты пакета Microsoft Office, Microsoft Project и некоторые другие программы. Кроме того, фирма Microsoft продала лицензию на VBA очень многим фирмам — про­изводителям программного обеспечения. Поэтому в на­стоящее время Basic уже не считается учебным языком — знание Visual Basic и его диалектов (VBA, VBScript) становится необходимостью для современ­ного программиста любого уровня. (Дополнительно: см., например, [4], [6]).


2. Основные понятия объектно-ориентированного визуального программирования

В Visual Basic реализована модель объектно-ориентированного событийно - управляемого программирования. Основным понятием в объектно-ориентированном программировании является объект. Объект – программная конструкция, объединяющая наборы данных, программы для их обработки и интерфейс для взаимодействия с внешней средой. Важным компонентом Visual Basic является наличие библиотек типовых объектов. Эти объекты можно вставлять в программу без каких-либо изменений или изменив некоторые их свойства. Видимые или визуальные объекты Visual Basic используются для создания средства общения пользователя и приложения. Это средство принято называть пользовательским интерфейсом. Большинство объектов служат для организации ввода данных в программу, вывода данных на печатающие устройства или экран, для изменения хода работы программы. Каждый из объектов передает в приложение сообщение о произошедшем событии – нажатии клавиши, щелчке мыши, т.е. о действии оператора. В связи с этим их называют еще элементами управления. Это, например, командные кнопки, клавиши, текстовые поля, рамки и окна для рисунков и пр. Объекты обладают свойствами, могут использовать методы и реагируют на события.



  1. Свойства объекта (Properties) – характеристики объекта, определяющие его внешний вид и выполняемые им функции. Свойства задаются при проектировании (в окне Свойства объекта (Properties)) или во время выполнения приложения (команда объект.свойство = значение свойства в программном коде). Изменяя свойства, мы можем воздействовать на эти объекты и, тем самым, использовать их для назначенной цели. В Visual Basic свойства большинства объектов представлены в окне свойств (Properties) и доступны для изменений. Свойства объектов можно разбить на несколько групп. Одни из свойств управляют внешним видом самих объектов - высота Height, ширина Width, цвет BackColor и ForeColor, шрифт надписи и т.д. Другие свойства управляют расположением объектов на окне форм: Тор - расстояние от верхнего края формы и Left - расстояние от левого края, взаимным расположением на форме и т.д. Наконец есть группа свойств, предназначенных для воздействия одних объектов на другие. Так, например свойство Picture объекта PictureBox позволяет поместить в рамку рисунок из выбранного файла.

Свойства, общие для всех объектов:

Name: имя объекта при обращении к нему в программе

Enabled: доступность для пользователя

Visible: видимость на экране

Left: расстояние от левой границы экрана (формы) до левой границы объекта

Top: расстояние от верхней границы экрана (формы) до верхней границы объекта

Height, Width: высота и ширина объекта

По умолчанию в среде VB расстояния и размеры измеряются в твипах


(1 твип  0,018 мм).

  1. События объекта (Events) – действия, на которые объект реагирует. Эти события могут быть порождены операционной системой (системные события) или действиями пользователя. Реакция на происшедшее событие описывается программистом в процедуре обработки события с помощью операторов языка в окне Редактора кода.

Процедура – изолированная часть программы, предназначенная для решения локальной задачи.

Общий вид процедуры обработки события:

Sub Объект_Событие(параметры)

Действия (команды языка VB)

End Sub
Параметры – список переменных с указанием типа. При вызове процедуры параметры получают конкретные значения.

С
права в окне Редактора кода приведен пример процедуры обработки события Click (в этой процедуре параметры не используются).


  1. Методы объекта (Methods) – набор действий, которые можно выполнить с объектом. С точки зрения программиста метод – это стандартная процедура, связанная с объектом.
    В программном коде используют команду объект.метод (аргументы): метод Move (переместить объект), Show (сделать видимым объект), Print (вывод информации в объект), SetFocus (передать управление объекту). Например: Text1. SetFocus (курсор будет помещен в текстовое поле).

Ф
Обычно программы на алгоритмических языках программирования выполняются от начала до конца согласно алгоритму. Событийно – управляемое приложение на Visual Basic работает совершенно по-другому: выполнение приложения не идет предопределенным путем, а зависит от сложившейся ситуации. Программа является набором независимых частей кода, активизирующихся в ответ на события, происходящие при работе пользователя с приложением. Поэтому вместо создания программы, отражающей мысли программиста, получается приложение, управляемое пользователем. Большая часть кода программы, отвечающая за обработку таких событий, как щелчки мыши, нажатие клавиш, размещается в процедурах обработки событий. Программы с такой структурой легче и создавать, и отлаживать.

рагмент программного кода:

Private Sub command1_Click()

End


End Sub
Private Sub HScroll1_Scroll()

HScroll1_Change

End Sub
Private Sub VScroll1_Change()

Shape1.FillStyle = VScroll1.Value

Label3.Caption = VScroll1.Value

End Sub


3. Среда Visual Basic 6.0


  1. Н
    ачало работы: среда Visual Basic 6.0 может быть запущена из Главного меню (как и другие приложения Windows). Появляется окно с тремя вкладками: Новое (New), Существующее (Existing), Прошлое (Recent). С помощью окна можно создать новый проект или открыть существующий.

  1. Создание нового проекта:

New → Standard EXE → Открыть.

  1. Открыть существующий проект:
    Existing → Открыть нужную папку → Выбрать нужный проект → Открыть.


Проект – приложение на стадии разработки.


  1. Интерфейс

Среда Visual Basic является интегрированной: она предоставляет разработчику широкие возможности конструирования графического интерфейса приложения, редактирования методов и свойств объектов, отладки, тестирования и выполнения проекта.

Основными элементами среды являются:

А) Главное окно среды напоминает окна Windows: есть строка заголовка, главное меню и панель инструментов.

Заголовок состоит из названия системы программирования Microsoft Visual Basic, левее этих слов расположено название проекта - Project1. Это название Visual Basic присвоил автоматически, его можно заменить каким-либо более осмысленным. В правой части заголовка надпись [design] - дизайн - конструирование, разработка, это слово отражает этап работы над проектом. Другие возможные этапы работы: [run] - выполнение и [break] - прерывание. Строка меню и панель инструментов во многом совпадают с меню и панелью Windows, однако, в них имеются меню и инструменты, которые обеспечивают доступ к специальным средствам Visual Basic.

Строка меню состоит из заголовков меню, которые содержат все команды, необходимые при работе с Visual Basic. Меню File, View, Edit, Window и Help являются характерными для Windows и приложений Windows, но имеют ряд особенностей.



  • File - Файл - содержит команды управления файлами проекта,

  • Edit - Правка - применяется при редактировании текста программ,

  • View - Вид - позволяет изменять конфигурацию интегрированной среды. В меню Вид имеется команда Toolbars - Панели инструментов. Эта команда вызывает диалоговое окно со списком дополнительных панелей инструментов, каждая из которых может быть помещена в интегрированную среду.

  • Project - Проект - содержит команды управления компонентами проекта и используется на этапе конструирования.

  • Format - Формат - позволяет изменять размеры объектов, размещенных в окне форм и их взаимное расположение в этом окне.

  • Debug - Отладка - применяется при внесении исправлений в код программы и контроле над ходом выполнения процедур.

  • Tools – Инструменты - содержит инструменты для автоматизации написания текстов программ.

  • Add-Ins - Подключить - позволяет использовать дополнительные ресурсы.

  • Последнее меню в строке - Help - Помощь.

Панель инструментов Toolbar значительно ускоряет и упрощает доступ к командам меню Visual Basic.

А




В



ДА


Г




Б


Б) Окно конструктора форм: В серединной части экрана расположено окно проектов, озаглавленное Project1 - Form1 (Form). Оно является основным во время создания интерфейса будущего приложения. Внутри этого окна размещено окно дизайнера (конструктора) форм, чаще его называют просто окном форм. Его название Form1, автоматически присваивается Visual Basic, и должно быть впоследствии изменено. На этапе конструирования проекта на поверхности окна форм размещают необходимое количество объектов, предназначенных для управления приложением. Поверхность окна форм в режиме конструирования покрыта точками. Эти точки являются узлами координатной сетки и служат для облегчения размещения объектов на форме.

В
) Панель элементов (ToolBox): В левой части экрана вертикально расположена панель или палитра объектов (элементов). Она содержит набор специальных инструментов - графических объектов, которые можно размещать в окне форм. Поместить объект на форму можно двумя способами:


  • Дважды щелкнув мышью на кнопке панели. При этом выбранный элемент помещается в центр окна форм, а далее его можно перетащить на нужное место;

  • Выбрать (щелкнув мышью) кнопку панели, затем переместить курсор мыши на нужное место окна форм, и, удерживая левую клавишу мыши нажатой (при этом появится «резиновый» прямоугольник), отметить область, в которую будет помещен создаваемый объект.

Для удаления элемента с формы используют стандартные команды удаления объектов Windows, например, с помощью контекстного меню.

Г) Окно Свойства объекта (Properties): используется, чтобы задать свойства формы и размещенных на ней объектов на этапе проектирования. Это окно содержит перечень тех свойств объекта, которые пользователь может изменить. Окно выполнено в виде таблицы, каждая строка которой содержит два поля. В левом поле записано название свойства, в правом - значение свойства. Значения свойств можно изменять непосредственно в окне Properties. Способы изменения свойств объекта:



  • в правое поле можно ввести значение свойства. Свойство будет изменено, если новое значение допустимо;

  • значение свойства можно выбрать из предложенного списка, нажав в правом поле кнопку с треугольником;

  • щелчок по кнопке с многоточием в правом поле вызовет стандартное диалоговое окно Windows, позволяющее выбрать допустимое значение свойства.

Замечание: кроме визуальных способов изменения свойств, имеется менее наглядная, но иногда необходимая возможность программного присвоения значений свойств объектов в коде (тексте) процедур Visual Basic.

Д
) Окно Проводник проекта (Project Explorer): позволяет анализировать структуру проекта и его состав. Приложение Visual Basic на этапе разработки состоит из нескольких файлов, которые все вместе составляют проект. В самом простом случае этих файлов два: для хранения формы и самого проекта. По мере усложнения проекта, количество файлов увеличивается. Проводник демонстрирует иерархическую структуру проекта. Окно проводника содержит три кнопки - View Code - показать окно кодов, View Object - показать окно форм и Toggle Folders - открыть/закрыть папку, содержащую список объектов.

Е) Еще одно окно - Code - окно Редактора кода в исходном состоянии среды не видно. Оно предназначено для создания и редактирования кода программы и вызывается на экран по мере необходимости.


  1. Операции с проектом

  1. Создание проекта: команда File  New Project  выбрать Standard EXE  Ok

  2. Добавить в проект форму: Project  Add Form  выбрать Form  Открыть

  3. Удалить форму из проекта: в окне Проводник проекта выделить нужную форму 
     Project  Remove

  4. Сохранение проекта: команда File  Save Project As… в отдельной папке сохранить файл формы и файл проекта

  5. Выполнение проекта: команда Run  Start или F5

  6. Закончить выполнение проекта: кнопка End на стандартной панели инструментов

  1. Понятие проекта

Программы, работающие в среде Windows, называются приложениями. На этапе разработки приложения в среде Visual Basic называются проектами. Проект содержит набор взаимодействующих форм, программных модулей, модуль проекта и вспомогательные файлы.

Форма – основной элемент внешнего интерфейса проекта, аналог окна Windows. Она имеет строку заголовка с кнопками управления и системным меню, а также возможности управления мышью. Все это не надо программировать, форма, включённая в проект, обладает этими свойствами. Форма хранится в файле с расширением frm, она предназначена для размещения элементов настройки и управления проекта, для обмена информацией с пользователем при работе приложения. Это сложный программный объект, имеющий характерные свойства, методы, события. Кроме того, в файле формы хранится описание помещенных на нее элементов управления, программный код процедур, относящихся к данной форме. Обычно в проекте бывает несколько форм.

Программный модуль не имеет внешнего интерфейса, на него нельзя поместить элементы управления. Он содержит программный код процедур, которые могут использоваться в разных формах и в самом программном модуле. Обычно в проекте один программный модуль, он хранится в файле с расширением bas.

Модуль проекта содержит код, описывающий связи между отдельными элементами проекта и определяющий порядок их выполнения. Хранится в файле с расширением vbp.



  1. Этапы разработки приложения в среде Visual Basic

  1. Создание интерфейса (этап проектирования)

На этом этапе необходимо сначала продумать ожидаемый алгоритм работы пользователя с будущим приложением, возможные события при работе приложения, порядок их возникновения. Кроме того, надо выявить будущих пользователей, максимально точно описать предъявляемые ими требования к проекту. Тогда можно приступать непосредственно к проектированию, но и здесь вопросов много: какие меню понадобятся, какого размера окно требуется для приложения, сколько всего будет окон, должен ли пользователь иметь возможность изменять размеры окна, какие элементы управления рационально использовать для решения задачи и как их разместить максимально удобно для пользователя?… В результате на форму с помощью мыши помещаются те или иные управляющие элементы, а в окне Properties задаются их свойства. После того как разработка интерфейса завершена, кнопки управления, поля и другие элементы, размещенные на форме, автоматически будут распознавать действия пользователя, такие, например, как движение мыши или щелчок ее кнопки.

  1. Создание программного кода

Теперь начинается процесс, похожий на традиционное программирование: создание программного кода для активизации визуального интерфейса, подготовленного на первом этапе. Смысл состоит в том, что объекты Visual Basic только распознают события типа щелчков мыши, а то, как они реагируют на эти события, зависит от программного кода, написанного программистом. При этом, алгоритмическая часть Visual Basic практически ничем не отличается от традиционного языка Basic.

Для создания или редактирования кода надо вызвать окно Редактора кода. Окно используется для размещения, просмотра и редактирования всех текстовых элементов программы - описания констант, переменных, массивов, процедур и пр.



  1. Отладка, тестирование, компиляция

Для выполнения отладки (проверки правильности функционирования проекта и исправления найденных ошибок) в Visual Basic существует набор специальных инструментов, в первую очередь команды меню Debug. Отладка и тестирование – непременные этапы работы над любым проектом, особенно большим и сложным. Проект может функционировать лишь в среде Visual Basic. После его создания, отладки и тестирования выполняется компиляция: создается исполняемый модуль с расширением exe, независимый от среды Visual Basic. Так получается готовое приложение.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница