1 Фокусирующие и проблемные вопросы



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Задания на лекционных занятиях по Предмету «История Узбекистана»
для студентов 1 курса всех направлений бакалавриата


ТАШКЕНТ-2011


Составитель

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА». СРЕДНЯЯ АЗИЯ – ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ОЧАГОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1.1. Фокусирующие и проблемные вопросы
1. Что такое “история” как наука?

2.Согласны ли вы с утверждением, что “без исторической памяти нет

будущего”?

3. В чем заключается актуальность изучения истории Отечества в современных

условиях общественного развития?

4. Дайте определение термина «цивилизация».

5. Назовите известные вам археологические памятники на территории

Узбекистана.

6. Что такое первобытный строй в истории человечества?

7. В чем состоит значение изучения древней истории нашего народа?

8. Можно ли, на ваш взгляд, отнести Среднюю Азию к тем регионом, где

зародилась человеческая цивилизация?


1.2. Контрольные вопросы


  1. Что изучает курс истории Узбекистана?

  2. Какие функции выполняет курс истории Узбекистана?

  3. На какие периоды делится история Узбекистана? Дайте их хронологические рамки.

  4. Что означает принцип “историзма” в изучении истории Узбекистана?

  5. Как вы понимаете “диалектический подход” к явлениям общественной жизни?

  6. Какие общечеловеческие ценности играют важную роль в изучении истории Узбекистана?

  7. Назовите труды И.А.Каримова, которые являются важной методологической основой изучения истории Отечества.

  8. В чем состоит значение изучения истории Узбекистана для студенческой молодежи?


1.3. Тестовые задания

  1. Установите правильную последовательность.

1) мустье а) 2,5,6,4,3,1

2) ашелль б) 4,5,1,2,3,6

3) мезолит в) 1,2,3,5,4,6

4) неолит г) 4,2,1,3,5,6

5) бронзовый век д) 2,1,3,4,6,5

6) энеолит



  1. Какое занятие древних людей не относится к эпохе раннего палеолита?

а) охота

б) земледелие

в) собирательство


  1. Наиболее распространённые орудия труда раннего палеолита.

а) остроконечники

б) скребки

в) рубила

г) чопперы



  1. Когда человек научился добывать огонь?

а) мустье

б) ашелль

в) мезолит

г) поздний палеолит



  1. Что не является характерной чертой материнской родовой общины?

а) высокое положение женщины в обществе

б) экзогамия

в) коллективное владение орудиями и средствами производства

г) разделение труда по признаку пола

д) кочевой образ жизни

6. В какую эпоху в Средней Азии появляется ирригация?

а) бронзы

б) железа

в) неолита

г) энеолита

7. По какой главной причине произошел переход от матриархата к патриархату?

а) возникновение торговли

б) отделение скотоводства от земледелия

в) участившиеся набеги кочевых племён

г) появление ремесленного производства

8. Первый металл, использовавшийся человеком для изготовления орудий труда.

а) железо

б) медь

в) бронза

г) свинец

9. Главная роль, которую сыграло применение железа.

а) разрушение первобытного строя

б) рост городского населения

в) развитие металлургического производства



10. Что не являлось характерной чертой развития народов Средней Азии в древности?

а) поливное земледелие

б) раннее развитие торговли

в) появление частной собственности

г) наличие устойчивой общины.
1.4. Контрольные вопросы


  1. Когда и где возникла зороастрийская религия?

  2. Кто является основателем зороастризма?

  3. Чем отличался зороастризм от примитивных религиозных верований?

  4. Назовите главных божеств зороастрийского пантеона?

  5. Каковы основные концептуальные положения зороастризма?

  6. Когда и где возникла «Авеста»?

  7. Расскажите о её составе и языке.

  8. Почему «Авеста» является источником по истории народов Средней Азии?

  9. Какие сведение содержит «Авеста» о структуре среднеазиатского общества ?

  10. На какой стадии общественного развития находились народы Средней Азии в период создания «Авесты»? Что свидетельствует об этом?


ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РАННИЕ ЭТАПЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ
2.1. Учебные задания для работы в группах
Экспертный лист №1
1. Дайте определение государства, назовите его функции.

2. Перечислите причины возникновения государственности на территории

Средней Азии.

3. Заполните концептуальную таблицу: «Ранние государства на территории

Средней Азии».

Название государства



Период существования

Территория,

столица


Состав

населения



Основатель

Основные

занятия населения



Языки

Религия

Письменность

Древнебактрийское царство

























Большой Хорезм



























Экспертный лист № 2

1. Выделите основные этапы завоевания Средней Азии державой Ахеменидов.

2. Назовите основные исторические факты борьбы народов Средней Азии за

независимость.

3. Заполните концептуальную таблицу: «Кушанское царство – новый этап в

развитии государственности».



Название государства



Период

существования



Территория,

столица


Основатель

Состав

населения



Реформы кушанских царей

Технические изобретения

Основа

экономики



Культура

Религия, письменность

Тохаристан




























Кушанское

царство































Экспертный лист № 3


  1. Кратко изложите ход греко-македонского завоевания Средней Азии.

  2. Осветите основные исторические факты борьбы народов Средней Азии против завоевателей.

  3. Заполните концептуальную таблицу: «Античный период в истории средне- азиатской государственности».



Название государства



Период

существования



Территория,

столица


Состав

населения



Основатель

Основа

экономики



Языки

Культура

Религия

Греко- Бактрия

























Кангха

























Паркан



























2.2. Контрольные вопросы


  1. Каковы структура и функции древних государств?

  2. К какому периоду относится зарождение государственности в Средней Азии?

  3. Каковы причины возникновения государств в Средней Азии?

  4. Какие особенности социально-экономического развития Средней Азии оказали воздействие на формы государственного правления?

  5. Какую роль в развитии и становлении среднеазиатской государственности сыграли ахеменидское и греко-македонское завоевания?

  6. Какие древнейшие государства на территории Средней Азии вы знаете?

  7. Какую роль в истории Средней Азии сыграли эллинистические государства?

  8. Почему Кушанское царство стало новым этапом в развитии государственности?



ТЕМА 3. ЭТНИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА
4.1. Вопросы для актуализации знаний по теме


  1. Что такое «этнос», «народность», «нация»?

  2. Как вы понимаете сущность термина «этногенез»?

  3. В чем заключается актуальность изучения проблемы этнического формирования узбекского народа в современных условиях?

  4. Какие вопросы данной проблемы вызывают острые дискуссии среди ученых-историков?



4.2. Тестовые задания
1. Что означает понятие «этногенез» узбекского народа?

А) ассимиляции узбекского народа с другими народами

Б) происхождение узбекского народа

В) формирование узбекской нации



2. Каким ученым проблема этногенеза узбекского народа впервые была поставлена на научную основу?

А) Якубовским

Б) Толстовым

В) Бартольдом

Г) Шаниязовым

3. Как называются древнейшие предки узбекского народа в трудах античных историков?

А) тюрки


Б) юечжи

В) скифы


Г) таты

Д) туры


4. Установите соответствие:

  1. Кочевые племена а) саки

  2. Оседлые земледельцы б) хорезмийцы

в) массагеты

г) даи


д) согдийцы

у) бактрийцы



5. Какая из сакских народностей занимала территорию Шаша и Южного Казахстана?

А) сака-тиграхауда

Б) сака-хаумварака

В) сака-тиай-тара-дарайа



6. С вторжения каких племен начинается проникновение на территорию Средней Азии тюркоязычных этнических элементов?

А) тохары

Б) юечжи

В) эфталиты

Г) кипчаки

7. Какое новое явление в языковой жизни народов Средней Азии появилось после завоевания Тюркским каганатом?

А) частичное или полное двуязычие

Б) возникновение смешанных языков

В) исчезновение местных языков



8. Когда тюркский этнический элемент становится преобладающим на большой части Средней Азии?

А) XI-XII в.в.

Б) VI-VIII в.в

В) IX-X в.в



9. Кто являлся автором знаменитого труда «Диван лугат ат-турк»?

А) Ю. Баласагуни

Б) А. Югнаки

В) М. Кашгари



10. Какие племена передали народам Средней Азии название «узбеки»?

А) Дашт-и-Кипчака

Б) Кашгара

В) государства Караханидов



Г) Тюркского каганата

УЗБЕКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ.

3.1. Вопросы для обсуждения в дискуссии «За круглым столом»


  1. Каковы отличительные черты хозяйственной и культурной жизни государства Эфталитов?

  2. Докажите, что в эфталитский период на территории Средней Азии возникли предпосылки зарождения феодальных отношений.

  3. Какое воздействие оказали эфталиты на процесс становления феодальных отношений в Средней Азии?

  4. В чем заключается отличие в общественном устройстве Тюркского каганата и народов Средней Азии?

  5. Охарактеризуйте социальный строй, занятия населения Средней Азии в составе Тюркского каганата, их культуру и религиозные верования.

  6. Какие изменения в социальной структуре среднеазиатского общества в период Тюркского каганата свидетельствовали о дальнейшем формировании феодальных отношений?

  7. Каковы причины завоевания народов Средней Азии Арабским халифатом?

  8. Какую политику проводили арабские завоеватели на территории Средней Азии?

  9. Что вы знаете о борьбе народов Средней Азии против арабского гнета? (используйте графический органайзер: концептуальная таблица).

  10. Что такое «икта»?

  11. Каковы особенности азиатского феодального способа производства? (используйте графический органайзер: концептуальная таблица)

  12. Каковы последствия завоевания Средней Азии Арабским халифатом? (используйте графический органайзер: Т-таблица).

  13. Почему в начале IX в. в Мавераннахре сложилась благоприятная обстановка для создания самостоятельных государств?

  14. В чем отличие системы управления в государствах Саманидов и Караханидов?

  15. Каковы главные причины расцвета экономики и культуры Мавераннахра в период правления Саманидов?

  16. Охарактеризуйте социальный строй государства Саманидов.

  17. Почему при Караханидах широкое распространение в Мавераннахре получила «икта»?

  18. Что являлось основой внешней политики Махмуда Газневи?

  19. Каковы причины возвышения Хорезма в XII-XIII в.в.?

  20. Что является главной составляющей истории государства Хорезмшахов?

  21. Какие причины привели к ослаблению и упадку самостоятельных государств в Мавераннахре IX-XII веков?

3.2. Варианты концептуальной и Т-таблицы

(преподавателя)

1. «Борьба народов Средней Азии против гнета арабских завоевателей»


Название восстания

Время и место

Причина и характер

Руководитель и движущиеся силы

Цели и лозунги

Причины поражения






































2. «Особенности азиатского феодального способа производства»

Название

Форма государственной власти

Система управления


Собственность на землю



Основная форма феодальной эксплуатации

Средняя Азия













Россия














Европа
















3. «Последствия завоевания Средней Азии Арабским халифатом»


Положительные

Отрицательные









ТЕМА 4.
ТЕМА 5. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЖИЗНИ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ. РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
5.1. Учебные задания для работы в группах

Группа 1
Задание 1. Ответьте на контрольные вопросы:

  1. Какие научные центры IX-XII и XIV-XV в.в. способствовали расцвету научных исследований?

  2. Какие открытия А. Беруни не утратили до сих пор своего значения?

  3. Какие направления, жанры получили развитие в литературе, музыке, живописи?

Задание 2. Сформулируйте обобщающий вывод по проблемному вопросу: «Согласны ли вы с утверждением, что религия всегда является тормозом для развития науки и культуры?»

Задание 3. Решите тест:

Какое из произведений Беруни называют подлинной энциклопедией средних веков?

А) Книга исцеления

Б) Памятники минувших поколений

В) Книга справедливости

Г) Жемчужина премудрости


Группа 2
Задание 1. Ответьте контрольные вопросы:

  1. В чем состоит значение трудов Ал-Хорезми для Европы?

  2. Каковы предпосылки расцвета архитектуры в IX-XII в.в.?

  3. В чем заключается роль имама Ал-Бухари в развитии религиозной мысли мусульманского Востока?

Задание 2. Сформулируйте обобщающий вывод по проблемному

вопросу: Какую роль сыграл ислам в развитии духовной жизни народов Средней Азии?



Задание 3. Решите тест:

Кого из ученых называли на Востоке «Вторым учителем» (т.е. вторым

Аристотелем)?

А) Фараби

Б) Ал-Фергани

В) Ибн Сина

Г) Беруни

Д) Наршахи



Группа 3
Задание 1. Ответьте контрольные вопросы:

  1. Какую роль сыграл ислам в развитии духовной жизни народов Средней Азии?

  2. В какой области научных знаний Абу Али ибн Сина получил мировую известность и почему?

  3. В чем заключается сущность суфизма ? Какие течения в суфизме вы знаете?

Задание 2. Сформулируйте обобщающий вывод по проблемному

вопросу: : «Согласны ли вы с утверждением, что вхождение Средней

Азии в состав Арабского халифата и распространение арабского языка стали главной причиной расцвета науки среднеазиатских народов в IX-XII?»

Задание 3. Решите тест:

Один из шедевров мировой архитектуры в Средней Азии IX-XII в.в.

А) мечеть Ахмада Яссави

Б) Ак-Сарай

В) мавзолей Исмаила Самани

Г) Шах-и-Зинда


5.2. Учебное задание для работы в парах
Подготовьте краткое письменное эссе по вопросу: «Почему Улугбека называют ученым на троне?»

Регламент выполнения задания – 5-7 мин.

Устная презентация – 3-5 мин.

Максимальный балл – 1.0.


5.3. Контрольные вопросы


  1. В чем состоит мировое значение наследия Улугбека?

  2. Какой вклад внес А.Навои в развитие узбекской и мировой литературы?

  3. Какие идеи «Хамсы» А.Навои сохраняют актуальность в условиях возрождения духовной жизни народа?

  4. Почему К. Бехзада называли «Рафаэлем Востока»?

  5. Чем этап позднего Возрождения отличался от периода расцвета науки и культуры IX-XII в.в.?


5.4.Темы творческих сообщений на семинарское занятие
1. «Памятники минувших поколений» А. Беруни – энциклопедия восточного

средневековья.

2. «Академия» хорезмшаха Маъмуна и ее вклад в мировую науку.

3. Роль суфизма в духовной жизни Мавераннахра.

4. Астрономическая школа Улугбека.

5. Дворцы-сады в государстве А.Темура.


ТЕМА 6. МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И БОРЬБА ПРОТИВ МОНГОЛЬСКОГО ИГА. ДЖАЛАЛИДДИН МАНГУБЕРДЫ
6.1. Ключевые положения темы


  1. Образование Монгольского государства.

  2. Походы Чингизхана до вторжения в Среднюю Азию.

  3. Посольские отношения Чингизхана с хорезмшахом.

  4. Государство хорезмшахов накануне монгольского вторжения.

  5. Оборонительная тактика хорезмшаха Мухаммада.

  6. Война с монголами в Мавераннахре и Хорезме в 1219-1221 гг.

  7. Подвиги Темура Малика, Нажмиддина Кубро, Джалалиддина Мангуберды в борьбе с монголами.

  8. Образование Чагатайского улуса.

  9. Система управления Чагатайским улусом.

  10. Откупная система сбора налогов Махмуда Ялавача.

  11. Хозяйственная жизнь после монгольского нашествия. Формы землевладения. Налоговая система.

  12. Восстание Махмуда Тараби в Бухаре в 1238 г.

  13. Внутренняя политика Мункэ-хана.

  14. Денежная реформа Маъсудбека.

  15. Чагатайский улус в первой половине XIV в. Реформы Кебек-хана.

  16. Распад Чагатайского улуса. Образование Монгольского государства в Мавераннахре.

  17. Последствия монгольского завоевания Средней Азии.

  18. Экономический упадок в Мавераннахре.

  19. Политическая раздробленность.

  20. Духовный урон, уничтожение культурных ценностей.



6.2. Учебные задания для работы в группах

Группа 1
1. Проанализируйте и обобщите индивидуальную информацию в колонке 4 таблицы З/Х/У по первому вопросу плана лекции: «Завоевание Мавераннахра и Хорезма монголами. Установление монгольского ига».

2. После коллективного обсуждения подготовьте групповой ответ и проведите его презентацию, используя демонстрационный материал (хронологическая таблица).



Группа 2
1.Проанализируйте и обобщите индивидуальную информацию в колонке 4

таблицы З/Х/У по второму вопросу плана лекции: «Средняя Азия в составе

Чагатайского улуса. Восстание М.Тараби в 1238 в Бухаре».

2. После коллективного обсуждения подготовьте групповой ответ и проведите

его презентацию, используя демонстрационный материал (концептуальная

таблица, структурно-логическая схема).


Группа 3
1. Проанализируйте и обобщите индивидуальную информацию в колонке 4

таблицы З/Х/У по третьему вопросу плана лекции: «Последствия

монгольского завоевания Средней Азии».

2. После коллективного обсуждения подготовьте групповой ответ и проведите

его презентацию, используя демонстрационный материал (Т-таблица).

6.3. Варианты графических органайзеров

(преподавателя)
1. Хронологическая таблица

«Монгольское завоевание Мавераннахра»


Год, месяц

Завоеванная территория















2. Концептуальная таблица
«Борьба народов Средней Азии против монгольского ига»


Формы борьбы

Руково-

дитель


Причины

Характер

Движущие

силы


Результаты
























































3. Структурно-логическая схема

«Управление Чагатайского улуса»
полотно 53

4. Т-таблица
«Последствия монгольского завоевания»


Положительные

Отрицательные





  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница