§ 39. Карты погоды Приземные карты погоды и карты барической топографии



Скачать 153.75 Kb.
Дата28.10.2016
Размер153.75 Kb.
§ 39. Карты погоды

Приземные карты погоды и карты барической топографии.

Службы погоды составляют синоптические карты, являющиеся основным материалом для анализа и прогноза атмосферных процессов и погоды над земным шаром. Синоптические карты — это специальные кар­ты-бланки, на которые цифрами и условными символами нанесены результаты метеорологических наблюдений за определенный (стандартный) момент времени.

Различают основные и кольцевые карты погоды (приземные), карты барической топографии (высотные) и вспомогательные.

Основные карты составляют по данным метеорологических наблюдений в основные сроки: 0, 6, 12 и 18 ч гринвичского време­ни; кольцевые — за промежуточные или дополнительные сроки наблюдений; карты барической топографии — по данным аэроло­гических наблюдений в основные сроки — 0 и 12 ч гринвичского времени.

На карты наносят сведения о погоде вблизи земной поверхно­сти, полученные с метеорологических станций. Карты барической топографии содержат сведения о погоде на соответствующих изо­барических поверхностях. Причем эти карты подразделяются на карты абсолютной (AT) и относительной топо­графии (ОТ).

Карты абсолютной топографии содержат сведения о высоте изобарической поверхности, температуре, влажности и ветре на ее уровне. Наиболее употребительными являются карты АТ700 (средняя высота около 3 км), АТ500 (около 5 км), АТЗОО (около 9 км).

Карты относительной топографии содержат сведения о толщи­не слоя между соответствующими изобарическими поверхностями, характеризуя среднюю температуру этого слоя. Наиболее распро­странена карта толщины слоя между изобарическими поверхностя­ми 500 и 1000 мб (ОТ).

Вспомогательные карты могут быть очень различны и их со­держание определяется требованиями соответствующего опера­тивного органа Службы погоды. Например, для составления реко­мендованных курсов и проводки судов составляют более деталь­ные карты погоды океанов (морские карты погоды), карты изо­бат (для тропической зоны), карты максимальных скоростей вет­ра и т. д.



С

рис. 1. Схема расположения элементов на основных картах погоды
оставление карт погоды.
По поступлению метеорологических телеграмм с сухопутных и судовых станций за данный срок наблю­дения производится наноска сведений о погоде на бланк синоптической карты.

Нанесение данных на карту произво­дится в виде цифр и условных значков (символов), которые располагаются во­круг кружка станции в строго определен­ном порядке. Расположение элементов на основной карте погоды производится со­гласно схеме, приведенной на рис. 1.

Цифрами наносятся: РРР—давление воздуха так, как оно дано в телеграмме, десятыми долями миллибара (например, 081 соответствует 1008,1 мб, 976—997,6 мб и т. д.); рр—величина бариче­ской тенденции с десятыми долями мил­либара (если величина барической тенденции отрицательная, то пе­ред рр ставится знак минус); ТТ—температура воздуха в целых градусах Цельсия на сухопутных станциях и с десятыми долями — на судовых станциях; TdTd—значение точки росы в целых граду­сах; TsTs—разность температуры воздуха и воды с точностью до полуградуса или TwTw — температура поверхностного слоя воды; VV—горизонтальная видимость в цифрах кода; Nh—ко­личество облаков нижнего, а при их отсутствии — средне­го яруса в цифрах кода или баллах; h — высота основания обла­ков Nh в метрах; hshs — высота основания облаков, определенная инструментально, в метрах; Vg — средняя скорость перемещения судна по генеральному направлению, указывается в километрах в час с левой стороны стрелки, изображающей направление пере­мещения судна.

Условными значками наносятся: N — общее количество обла­ков (наносится в кружке станции); СL, См, Сн — форма облаков нижнего, среднего и верхнего ярусов; ww—погода в срок наблю­дения или в течение последнего часа; W — прошедшая погода (имеется в виду погода в течение последних 6 ч основных синопти­ческих сроков наблюдения или погода в течение последних 3 ч для промежуточных сроков наблюдений — 03, 09, 15 и 21 ч гринвич­ского времени); а—характеристика барической тенденции.

Данные о ветре наносят в виде стрелки с оперением: направле­ние ветра dd — стрелкой, идущей от кружка станции по направле­нию ветра (откуда дует ветер); скорость ветра ff— оперением наносимым у конца стрелки. Перья обращены влево от стрелки (если смотреть по направлению ветра) в северном полушарии и вправо в южном. Одно большое перо на стрелке соответствует скорости ветра 5 м/сек, а одно малое — 2,5 м/сек. При скорости ветра 25 м/сек оперение заменяется треугольником, основание ко­торого находится на стрелке. Генеральное направление перемеще­ния судна Дs наносится стрелкой, идущей от кружка по направле­нию перемещения судна; при этом стрелка может разрываться в том месте, где нанесены другие элементы.

Н
а рис. 2 даны примеры нане­сения данных с сухопутной метео­рологической (а) и с судовой станции на карту северного по­лушария (б).




Рис. 2. Пример нанесения данных на карту погоды северного полушария:

о—с сухопутной станции; б—с судовой



Принципы анализа карт пого­ды. Синоптическая карта погоды, как уже указывалось выше, ото­бражает условия погоды в определенный момент времени.

Для правильного анализа карт погоды производится сопостав­ление данных анализируемой карты с картами за предыдущие сроки наблюдений. Оценивается развитие атмосферных процессов у земли и на высотах. Рассматриваются изменения контрастов температур и характеристик погоды во фронтальных зонах с уче­том возможной трансформации воздушных масс, принимается во внимание возможное влияние местных условий и т. д После этого уточняется, путем сопоставления данных отдельных станций на

анализируемой карте, положение барических центров и атмосферных фронтов.

Окончательная обработка карт погоды заключается в проведе­нии фронтальных разделов, изобар и изолиний барических тенден­ции, обозначении областей низкого и высокого давления выделе­нии обложных и внутримассовых (ливневых) осадков и особых явлении погоды. Ряд указанных операций (выделение осадков проведение изолиний барических тенденций) на мелкомасштабных картах не выполняется. Изобары обычно проводятся через каждые 5 мб (кратные пяти) или через 4 мб (кратные четырем). В центрах областей низкого давления ставится буква Н, высокого давле­ния—буква В. Обозначение основных фронтов на картах пого­ды приведены в табл. 12, а явления погоды обозначаются те­ми же знаками, что и при нанесении, но только большего раз-

другой атмосферное давление на горизонтальной плоскости либо понижается, либо повышается. Создается разность давления, го­ризонтальное равновесие нарушается, воздух начинает переме­щаться из области более высокого давления в область более низ­кого.

§ 21. Барический градиент

Понятие о барическом градиенте. Градиентом всякой физичес­кой величины называется ее изменение в пространстве в направле­нии наименьших значений, отнесенное к единице расстояния. По­скольку градиент определяется величиной и направлением, то, сле­довательно, градиент есть величина векторная1.

Барическим градиентом называется изменение атмосферного давления на единицу расстояния в направлении, перпендикуляр­ном изобарической поверхности в данной точке, в сторону умень­шения давления.

Как всякий вектор, барический градиент можно изобразить стрелкой, направленной по нормали (перпендикулярно) к изоба­рической поверхности в сторону меньшего давления; величина (длина) стрелки будет тем больше, чем меньше расстояние между изобарическими поверхностями, так как при этом на единицу рас­стояния будет приходиться большее изменение давления.

Горизонтальная и вертикальная составляющая барического градиента. Если изобарические поверхности горизонтальны, то барический градиент направлен вертикально вверх, если наклоне­ны — под некоторым углом по отношению к вертикали.

В
этом случае вектор барического градиента ОА (рис. 19) можно разложить на его вертикальную и горизонтальную ОС составляющие. Тогда


и OC=OAsina.

Так как в реальной атмосфере в умеренных широтах угол на­клона изобарических поверхностей очень мал (ос<0°10'), то верти­кальная составляющая барического градиента в тысячи и десят­ки тысяч раз больше горизонтальной составляющей. Однако вер­тикальная составляющая уравновешивается (или почти уравно­вешивается) направленной в противоположную сторону (вниз) силой тяжести и не вызывает существенных движений воздуха. На горизонтальные движения масс воздуха она вообще не влияет. Эти движения вызываются исключительно горизонтальной состав­ляющей барического градиента, которую в дальнейшем будем на­зывать барическим градиентом.

Практически его величина определяется по картам изобар, ко­торые обычай проводятся через 5 мб. По расстоянию между ними, измеренному по нормали (перпенди­кулярно) к изобаре с большим зна­чением давления, и вычисляется градиент, причем за единицу рассто­яния обычно принимается 100 км или длина 1° меридиана, равная 60 морским милям (111 км).




Рис. 19. Горизонтальная и вер­тикальная составляющие бари­ческого градиента

В
еличина барического градиента обычно не превышает 1—3 мб/град*мер, но при исключительной силы штормах она может достигать 30 мб/град • мер. Вблизи экватора барическое поле очень размыто и градиенты там в среднем составля­ют всего 0,14 мб/град • мер.

Если барический градиент выразить в системе единиц CGS, то разность давлений Δр должна быть обозначена в динах на кв. сантиметр, а расстояние — в сантиметрах. Тогда размерность градиента



Поскольку дина (дн) в системе CGS является единицей силы, а кубический сантиметр (см3) — единицей объема, то барический градиент является силой, приложенной к единице объема воздуха.



§ 22. Силы, действующие на движущуюся массу воздуха

Сила барического градиента. С появлением барического гради­ента возникает горизонтальное движение воздуха, так как бари­ческий градиент является силой, приложенной к единице объема.

Однако для многих расчетов удобнее рассматривать движу­щую силу барического градиента, приложенную не к единице объема, а к единице массы воздуха. Для этого объем (см3) следу­ет умножить на плотность (г/см3). Тогда



где G — движущая сила барического градиента, имеющая раз­мерность ускорения:



Казалось бы, что если движущая сила выражается ускорением, то вызываемое ею движение должно быть равноускоренным, т. е.

скорость должна непрерывно возрастать. Однако итого не проис­ходит, потому что как только масса воздуха приходит в движе­ние, 'на нее начинают действовать отклоняющие и тормозящие силы: отклоняющая сила вращения Земли, сила трения и центро­бежная сила.




Рис 20. Отклоняющее действие вра­щения Земли на движущуюся массу
Сила Кориолиса. Отклоняющая сила вращения Земли, или сила Кориолиса, — результат того, что мы определяем направ­ление движения по отношению к вращающимся земным координа­там, а движущаяся масса по инерции стремится сохранить прямолинейное движение по от­ношению к неподвижным коорди­натам, например по отношению к неподвижным звездам. Иначе говоря, движущаяся масса (воз­духа, воды и всякого другого те­ла) сохраняет движение в на­правлении того светила, на кото­рое оно было первоначально направлено, и следует за ним при его видимом движении по небесному своду, т. е. в северном полуша­рии отклоняется вправо, а в южном—влево от первоначального направления.

Как видно из рис. 20 направление движения сохраняется в мировом пространстве {AB\\ab, CD\\cd, EF\\ef), во всех случаях отклоняясь вправо (северное полушарие) от направления мери-дианов и параллелей земного шара.

Величина отклоняющей силы вращения Земли определяется формулой

А == 2wsin<fv, где (в=7,29Х10~5 сек-1угловая скорость вращения Земли;

<р — широта места;



vскорость движения массы воздуха (скорость ветра).

_ l CM _•_ CM



~ сек сек ~^, сек2 ' т. е. размерность та же, как и у силы барического градиента. . Подсчеты показывают, что и по величине она того же порядка, что и сила барического градиента (на широте 30°—0,07 см/сек2, на полюсе—0,15 см/сек2 при скорости ветра 10 м/сек, а на эквато­ре отклоняющая сила отсутствует, так как sinq>==0).

Как видно из формулы, отклоняющая сила Кориолиса прямо пропорциональна широте места (увеличивается от экватора к полюсам) и скорости ветра (чем больше скорость, тем больше отклоняющая сила).

Сила Кориолиса в каждый данный момент направлена перпен­дикулярно к направлению движущейся массы (вправо в север­ном полушарии, влево—в южном).

Сила трения. Сила трения в основном сказывается в нижних



слоях атмосферы и вызывается тем, что воздушная масса переме­щается над шероховатой подстилающей поверхностью, вследствие чего воздушные частицы, непосредственно соприкасающиеся с земной (или водной) поверхностью замедляют движение. В ре­зультате перемешивания частицы с уменьшенной скоростью пе­реносятся вверх, 'на место их сверху поступают частицы с большой скоростью, скорость которых при со­прикосновении с земной поверхностью также замедляется и т. д.

Рис. 21. Равномерное прямоли­нейное движение воздуха при наличии силы трения

В результате в некотором слое, на­зываемом слоем трения, скорость воз­душного потока уменьшается, боль­ше—у самой земной поверхности, меньше—по мере увеличения высоты. Высота, на которой сила трения прак­тически исчезает, называется уровнем трения. В зависимости от степени пере­мешивания и от степени шерохова­тости (неровности) земной поверхно­сти уровень трения бывает на высоте от 500 до 1500 л<, а в среднем прини­мается равным 1000 м (в горных рай­онах больше).

Сила трения у земной поверхности



/? = - kV,

где k коэффициент трения, зависящий от степени шероховато­сти подстилающей поверхности; на суше он может дости­гать 12Х10-5 се/с-1, над океанами 2><10~5 се/с-1;



v — скорость ветра.

Размерность силы трения [Щ == -'—. Знак минус указывает,

что сила трения направлена в противоположную сторону от на­правления ветра v, т. е. она уменьшает скорость движения массы воздуха (скорость ветра). •«

Отклонение ветра от изобар. Чтобы возникшее под действием силы барического градиента движение воздуха стало равномерным и прямолинейным, силу барического градиента необходимо урав­новесить векторной суммой отклоняющей силы вращения Земли и силы трения (рис. 21), т. е. чтобы G==A-\-R, где G—сила бари­ческого градиента, А — сила Кориолиса, R сила трения. Из ри­сунка видно, что при наличии силы трения R направление призем­ного ветра v отклоняется от направления барического градиента G на угол (х-<90°, т. е. пересекает изобару в сторону более низкого давления.

Величину этого отклонения (угол ос) нетрудно рассчитать, если

учесть, что согласно рис. 21д-= sinoi- == cosx. Таким обра­зом были вычислены углы отклонения направления ветра вблизи

Таблица 4



у, г/здй

О

5

10

20

40

60

80

90

а

о

32

52

68

78

81

82

82

.?

90

58

38

22

12

9

8

8

поверхности океана от направления градиента ос или изобары р на различных широтах (р (табл. 4).




Рис. 22. Геострофическии ветер
Над сушей коэффициент трения k менее определен из-за разно­образия в рельефе и существенного влияния распределения темпе­ратуры воздуха по высоте. Так, над ровной местностью k меньше, „ над пересеченной — больше. Влияние распределения температуры состоит в том, что при инверсиях, т. е. при по­вышении температуры воздуха с высо­той, воздухообмен с более высокими слоями затруднен или полностью ис­ключается. А такое положение над сушей в ночные часы наблюдается ча­сто. Поэтому в умеренных широтах над равнинной местностью угол отклоне­ния ветра от градиента а в среднем

составляет около 60°, а ночью при инверсиях уменьшается до 45—50°, над морем соответственно 80—85° и 60—65°.



Геострофический ветер. При отсутствии силы трения сила ба­рического градиента на прямолинейных изобарах уравновешива­ется одной отклоняющей силой вращения Земли А, которая в этом случае будет направлена прямо противоположно G, а ветер при­мет направление по изобаре (сс=90°), оставляя низкое давление слева в северном полушарии и справа — в южном.

Такой ветер, наблюдающийся при прямолинейных изобарах выше уровня трения, называется геострофическим (рис. 22, жир­ная стрелка). Его скорость



4,8 \р , . , ^=^^\мice^•

Здесь должно быть в мб/град • мер.



Центробежная сила. Градиентный ветер. Изобары не всегда прямолинейны, а при криволинейном движении воздуха появляет­ся центробежная сила. Ее величина

С=

где r радиус кривизны траектории (изобары).

Центробежная сила направлена по радиусу кривизны траектории. В циклоне она направлена против силы градиента и совпадает с отклоняющей силой вращения Земли, в антициклоне совпадает с силой барического градиента (рис. 23). Отсюда можно сделать вывод, что при одном и том же градиенте скорость ветра в циклоне меньше, а в антициклоне больше, чем при прямолинейных изо­барах.

Движение воздуха под действием сил градиента, центробежной и Кориолиса и при отсутствии трения называется градиентным ветром.








Рис. 23. Градиентный ветер: а—в циклоне, б—в антициклоне




расстояние между изобарами (при изобарах через 5 мб) в градусах меридиан.

Рис. 24. Градиентная линейка



Г
радиентная линейка.
Расчет скорости ветра над морем может быть выполнен по формуле. Вместе с тем предложен ряд номограмм, именуемых гради­ентными линейками, с помо­щью которых по расстоянию между изобарами определяет­ся скорость геострофического ветра, а по направлению изо­бар — его направление.

Большинство градиентных линеек рассчитано для карт определенного масштаба. Од­нако линейка, рекомендуемая Государственным океаногра­фическим институтом (ГОИН), пригодна для карт любого масшта-ба (рис. 24). Она рас­считана по приведенной выше формуле геострофического вет­ра.

Пользование линейкой весь­ма просто. Циркулем снимают расстояние между изобарами (по нормали к ним) и измеря­ют в градусах меридиана.

Полученное значение нахо­дят на нижней шкале линей­ки, от него поднимаются вер­тикально вверх до наклонной линии, соответствующей широ­те места, для которого определяется ветер. Промежуточные значения широты находят интерпо­ляцией. Далее, по горизонтали смещаясь влево, на вертикальной шкале отсчитывают скорость геострофического ветра.

Полученная скорость геострофического ветра еще не будет скоростью ветра вблизи поверхности моря. Для перехода к послед­ней необходимо скорость геострофического ветра умножить на коэффициент, зависящий от разности температур воды и воздуха (табл. 5).

Таблиц а 5



Разность температур

Коэффициент

Вода холоднее воздуха Вода теплее воздуха

f более чем на 0,5° l на 0,5—0,1°

Г на 0,0—2,0° [ более чем на 2,0°



0,5 0.6

0,7 0,8

Если разность температур не измерялась, то берется коэффи­циент 0,7.

Распределение воздушных потоков в барических системах. На



основании вышеизложенного рассмотрим распределение воз­душных потоков в основных формах барического рельефа. В циклоне и ложбине выше


Рис. 25. Линии тока (прерывистые ли­нии) и изобары (сплошные линии) в ниж­них слоях:

а — циклона, б — антициклона, Случай для северного полушария
уровня трения ветер будет гра­диентным, направленным по изобарам, в северном полуша­рии, оставляя низкое давление слева, а в южном — справа, т. е. в северном полушарии бу­дет вращаться вокруг центра циклона против часовой стрел­ки, а в южном — по часо­вой стрелке (если смотреть

сверху). В приземном слое сила трения отклоняет направление ветра от направления изобар в сторону низкого давления и пути перемещения воздушных частиц (линии тока) принимают вид за­кручивающихся спиралей, сходящихся в центре циклона (рис. 25, а). Закручивание происходит в том же направлении, что и вращение градиентного ветра. В ложбине линии тока обычно заканчиваются на ее оси.

В антициклоне выше уровня трения градиентный ветер направ­лен по изобарам, по часовой стрелке — в северном полушарии и против — в южном. В нижних слоях линии тока так же, как и в циклоне, представляют собой спирали, но расходящиеся от цент­ра антициклона (оси гребня) и раскручивающиеся против часо­вой стрелки в северном полушарии (рис. 25, б) и по часовой — в южном.

Из вышесказанного вытекает правило Бейс-Балло: если встать спиной к ветру, то в северном полушарии центр низкого давления окажется слева и несколько впереди, а высокого — справа и не­сколько позади; в южном полушарии — наоборот.



§ 23. Измерение элементов ветра

Направление и скорость ветра. Как векторная величина ветер всегда характеризуется направлением и скоростью или силой. В метеорологии за направление ветра принимается то направле­ние (в градусах или румбах), откуда дует ветер.








Рис. 26. Схема приемников скорости ветра в анемометрах:



а — четырехчашечном, б — трехчашечном

Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/сек), в узлах (морская миля в час; 1 узел «0,5 м/сек} или в километрах в час (км/ч; 1 м/сек = 3,6 км/ч). Сила ветра может быть определена глазомерно, по характеру воздействия на предметы и водную по­верхность в баллах по шкале Бофорта от 0 до 12 баллов, которая имеется в мореходных таблицах. Этой шкалой пользуются при от­сутствии или порче анемометра, служащего для измерения скоро­сти ветра. Направление ветра при этом следует определять только по направлению движения вызванных им ветровых волн, наблю­даемому в достаточном удалении от судна, там, где они не иска­жаются волнами, создаваемыми самим судном или. отраженными от его корпуса. Определению направления волн могут помочь по­лосы пены, образующейся из срываемых ветром пенистых греб­ней.



Вымпелы, флаги на мачтах судна или дым из трубы при его движении показывают кажущееся направление ветра. Кажущийся ветер является геометрической суммой истинного ветра и так на­зываемого курсового ветра, вызываемого движением судна.

1 Напомним, что физические величины бывают скалярные и векторные. Скалярные характеризуются только их численным значением, как, например, температура, влажность и давление воздуха в данном пункте;. векторные не только численным значением, но и направлением, как например, ветер.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница